«Вы тоже можете быть такими, как мы»: образ американизированной Европы в фильмах плана Маршалла
Аннотация
Статья посвящена анализу фильмов в поддержку плана Маршалла на первом этапе холодной войны. Внимание автора нацелено на изучение пропагандистских стратегий, с помощью которых СШа формировали у европейского зрителя представление о целях плана и преимуществах беспошлинной торговли. данный ракурс исследования позволяет предположить, что задачи плана Маршалла были гораздо шире его экономической составляющей и включали элементы «мягкой силы». Экспортируя под видом беспрецедентной благотворительной акции американские товары, технологии и культуру, СШа стремились обеспечить себе надежного стратегического союзника – «Соединенные Штаты Европы», отвечающие американским представлениям о демократии и образе жизни.
Об авторе
Е. В. ЛёкенРоссия
Лёкен Евгения Валерьевна – аспирант факультета международных отношений и зарубежного регионоведения.
Список литературы
1. Ellwood D. You Too Can Be Like Us // History Today. 1998. Vol. 48. Nov. P. 34.
2. Наринский М.М. Нарастание конфронтации: план Маршалла, Берлинский кризис [Электронный ресурс] // Советское общество: возникновение, развитие, финал. Т. 2. М., 1997. URL: http://you1917-91.narod.ru/narinskiy_narast. html (дата обращения: 11.06.2017).
3. Кеннан Дж. дипломатия Второй мировой войны глазами американского посла в СССР дж. Кеннана [Электронный ресурс] // Электронная библиотека PROFILIB. URL: https://profilib.com/chtenie/96003/dzhordzh-kennan-diplomatiyavtoroy-mirovoy-voyny-glazami-amerikanskogo-posla-v-sssr-47.php (дата обращения: 09.08.2017).
4. Ellwood D. The Marshall Plan. A Strategy That Worked // Foreign Policy Agenda. 2006. April. P. 18.
5. The Marshall Plan speech, 5 June 1947 [Электронный ресурс] // OECD Archive. URL: http://www.oecd.org/general/themarshallplanspeechatharvarduniversity5ju ne1947.htm (дата обращения: 15.08.2017).
6. Ibid.
7. Aвстрия, Бельгия, Великобритания, Греция, дания, Ирландия, Исландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Свободная территория Триест, Турция, Франция, Швейцария, Швеция. В 1949 г. к программе присоединилась Западная Германия.
8. Ellwood D. The Marshall Plan. A Strategy That Worked... P. 18.
9. Selling Democracy, Films of the Marshall Plan: 1947–1955. Berlin Film Festival 2004. Booklet. P. 6; Schulberg S. Making Marshall Plan Movies // Film News. 1951. Sept. P. 10–19; Соднерс Ф.С. ЦРУ и мир искусств: культурный фронт холодной войны. М., 2014. С. 92–93.
10. Hemsing A. The Marshall Plan’s European Film Unit 1948–1955 // Journal of Film, Radio, and Television. 1994. Vol. 14. № 3. P. 272–273.
11. Ibid. P. 269.
12. Ibid. P. 273.
13. Cleaning the Lines; Good Life; 200 000 000 Mouths; Somewhere to Live.
14. Insel; Corinth Canal; City out of Darkness; Aura – Strom aus dem Norden, Invisible Link.
15. Somewhere to Live; Rückkehr in die Berge; Houen zo!; Adventure in Sardinia.
16. Village without words.
17. E.R.P. in Action № 2; Corinth Canal.
18. Aquila.
19. Story of Koula.
20. Frischer Wind in alten Gassen; Der leere Stuhl; Unsichtbare Stacheldraht; Zwei Städte.
21. One, Two, There, № 1; Air of Freedom; City out of Darkness; E.R.P. in Action № 2.
22. Hemsing A. Op. cit. P. 295.
23. North Sea Harbor; Council of Europe; Three Cities; Your Eighty Dollars, etc.
24. United States Information and Educational Exchange Act of 1948 (Smith-Mundt Act) [Электронный ресурс] // The US State Archive. URL: http://www.state.gov/documents/organization/177574.pdf (дата обращения: 12.08.2017).
25. Отказ от ручного труда в различных индустриях также проигрывается в фильмах «Башмачник и шляпник», «Рабочий поток», «Производители шелка из Комо».
26. E.R.P. in Action № 2.
27. Marketing.
28. Cleaning the Lines; Rettungsgeschichte; Transatlantique.
29. The Shoemaker and the Hatter.
30. Hansl und 200 000 Kücken.
31. Mehring F. Propaganda für Demokratie? Deutschland und das “Neue Europa” in den Filmen des Marshallplans [Электронный ресурс] // Filmarchiv des Deutschen Historischen Museums. URL: http://www.dhm.de/filmarchiv/film-im-kontext/propaganda/ (дата обращения: 01.08.2017).
32. UMD Chickens to the Rescue!! [Электронный ресурс] // The University of Maryland Archives. URL: https://umdarchives.wordpress.com/tag/marshall-plan/ (дата обращения: 28.07.2017).
33. Whitsun Holiday; E.R.P. in Action.
34. Frischer Wind in alten Gassen; Hansl und 200 000 Kücken.
35. Village without words; The Story of Koula.
36. Let’s be Childish.
37. Wie die Jungen sungen.
38. Использование в качестве главного героя чернокожего мальчика было настолько смелым решением Г. Треслера, что привело к разногласиям режиссера с куратором а. Хэмсингом. Ведь и у американцев были свои табуированные темы… Подробнее см.: Mehring F. The Promises of “Young Europe” // European Journal of American Studies. 2012. Vol. 7. № 2. P. 14.
39. Aura – Strom aus dem Norden; Corinth Canal; Cleaning the Lines; Good life; Invisible Link; Men and Machines; Somewhere to Live, etc.
40. Наибольшее упоминание заслужили Париж (как штаб-квартира плана Маршалла) и Западный Берлин (как форпост холодной войны). Рассказчики регулярно отправляют нас в итальянские, греческие и германские провинции, чуть реже – в Бельгию, Францию и Нидерланды. довольно часто встречаются дания, австрия, Норвегия, Швейцария, Великобритания (последняя – чаще в общеевропейских сюжетах, отдельных фильмов про англичан почти нет: сказывается британский изоляционизм и их нежелание экономической интеграции с континентом). Реже – Триест, Швеция и Ирландия. В фильмах, посвященных отдельным странам, нескольких раз встречается Турция и заморские территории Франции: Париж запросил американские деньги и для них.
41. 200 000 000 Mouths; Cleaning the Lines.
42. Hemsing A. Op. cit. P. 287, 295.
43. Shoot the Nets!; Aura – Strom aus dem Norden; Rückkehr in die Berge.
44. The Plow That Broke the Plains. By Lorentz P., 1936; The River. By Lorentz P., 1938.
45. The Valley of Tennessee. By Hammid A., 1944; Swedes in America. By Lerner I., 1943; Steeltown. By the OWI, 1944; Cowboy. By the OWI, 1944; The Autobiography of a ‘Jeep’. By Lerner I., 1943, etc.
46. Mehring F. Op. cit. P. 4.
47. Hoffman P. Peace can be Won. N.Y., 1951. P. 34.
Дополнительные файлы
Для цитирования: Лёкен Е.В. «Вы тоже можете быть такими, как мы»: образ американизированной Европы в фильмах плана Маршалла. Вестник РГГУ. Серия “Политология. История. Международные отношения.”. 2017;(4/1):29-46.
For citation: Loehken E.V. “You also can be like us”. The image of Americanized Europe in the Marshall Plan films. RSUH/RGGU Bulletin Series "Political Science. History. International Relations". 2017;(4/1):29-46. (In Russ.)
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.