Дорога к Студеному морю


https://doi.org/10.28995/2073-6339-2019-2-46-60

Полный текст:


Аннотация

Студеным морем в России несколько веков называли Северный Ледовитый океан, а также Баренцево и Белое моря. В статье анализируется развитие путей сообщения на севере европейской части России. Особое внимание обращено на водно-сухопутный путь от Москвы до Архангельска. Указано на важную роль перевозки грузов к Белому морю по искусственному водному пути, соединившему с помощью нескольких каналов и шлюзов реки Шексну и Сухону. Движение судов по этой водной системе было открыто в 1828 г. В последней четверти XIX в. была построена железная дорога от Москвы до Архангельска. Однако потребности экономического развития огромного края требовали совершенно иной транспортной доступности. Единственный северный порт в Архангельске уже не удовлетворял интересам внешней торговли. На рубеже XIX–XX вв. в Министерство путей сообщения и Министерство финансов поступило множество предложений от предпринимателей, органов местного самоуправления и специалистов о строительстве новых шоссейных и железных дорог, поиска удобных бухт для сооружения морских портов. Основной целью этих проектов была ускоренная доставка экспортных грузов из районов Урала и Сибири. Путь к портам Белого и Баренцева морей был намного короче. Для сравнения: протяженность дороги из Перми до Архангельска составляла 1281 км, а до Петрограда через Вятку – 1750 км, через Москву – 2016 км. Сооружение этих дорог способствовало бы появлению новых городов и предприятий, разработке полезных ископаемых, повышению мобильности населения. По мнению автора статьи, наиболее перспективными были проекты строительства Обь-Беломорской железной дороги и железных дорог к устью реки Индиги (Индигская губа Баренцева моря), где природные условия позволяли построить удобный глубоководный порт. Все эти проекты были в разное время отклонены министерскими чиновниками и парламентариями по разным причинам, преимущественно – финансовым. Распад СССР и утрата Россией большинства удобных портов на Балтийском и Черном морях вновь поставили в повестку дня вопрос о сооружении крупных магистралей и портов на Русском Севере.


Об авторе

А. С. Сенин
Российский государственный гуманитарный университет
Россия
Александр С. Сенин, доктор исторических наук, профессор, 125993, Россия, г. Москва, Миусская пл., д. 6


Список литературы

1. Загоскин Н.П. Русские водные пути и судовое дело в допетровской России: Историко-географическое исследование. Казань: Управление внутренних водных путей и шоссейных дорог, 1910. 464 с.

2. Голубев А.А. Магистраль к океану. К 100-летию железнодорожного транспорта Карелии. СПб.: Петербургский государственный университет путей сообщения императора Александра I, 2015. 82 с.

3. Фролов А.Н. Экономические перспективы района Печора – Беломорской железной дороги. Пг.: Народный комиссариат путей сообщения, 1920. 55 с.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Сенин А.С. Дорога к Студеному морю. Вестник РГГУ. Серия “Политология. История. Международные отношения.”. 2019;(2):46-60. https://doi.org/10.28995/2073-6339-2019-2-46-60

For citation: Senin A.S. The road to the Icy Sea. RSUH/RGGU Bulletin Series "Political Science. History. International Relations". 2019;(2):46-60. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2073-6339-2019-2-46-60

Просмотров: 47

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6339 (Print)