Ритуальные пещерные комплексы древних майя как места памяти


https://doi.org/10.28995/2073-6339-2021-1-81-92

Полный текст:




Аннотация

Коммеморативные практики майя классического периода (III–IX вв.), целями которых были заявления на легитимность власти, территориальные владения и установление политического влияния, хорошо известны. Как коммеморативной программе, направленной на конструирование исторической памяти, обозначенным практикам были свойственны демонстративность, периодичность обращения к определенному событию и ритуальное сопровождение. В статье выделяется еще одна коммеморативная практика, выбивающаяся из перечисленных, – иероглифические тексты в пещерах. Пещеры являются одним их объектов сакрального ландшафта, свойственного всем культурам Мезоамерики. Они были и до сих пор являются местом паломничества и отправления культа. В позднеклассический и постклассический периоды археологами было засвидетельствовано как элитарное, так и неэлитарное использование пещерных природных образований. Иероглифические тексты наносились в труднодоступных зонах абсолютной темноты, куда из-за естественных или возведенных преград не доходил солнечный свет. Подобные тексты не предназначались для широкой демонстрации. В данной статье будет рассмотрено сокрытое нанесение текстов как особый вид коммеморативной практики майя классического периода.

Об авторе

С. А. Хохрякова (Висканта)
Российский государственный гуманитарный университет
Россия

Сандра А. Хохрякова (Висканта)

125993, Москва, Миусская пл., д. 6



Список литературы

1. Беляев 2002 – Беляев Д.Д. Древние майя (III–IХ вв.) // Цивилизационные модели политогенеза. М., 2002. С. 130–155.

2. Бернацкая, Хохрякова 2019 – Бернацкая Ю.Э., Хохрякова С.А. Юго-Восточный Петен и область Караколя в ранний классический период // IX Кнорозовские чтения: Древние цивилизации Старого и Нового света: Материалы конференции. М., 2019. С. 290–301.

3. Ершова 2000 – Ершова Г.Г. Древние майя: уйти, чтобы вернуться (истоки представлений о модели мира) // Ершова Г.Г. Фрай Диего де Ланда. Древние майя: уйти, чтобы вернуться. М.: Ладомир, 2000. С. 225–561.

4. Кнорозов 1979 – Кнорозов Ю.В. Этногенетические процессы в древней Америке // Проблемы истории и этнографии Америки. М., 1979. С. 133–141.

5. Кнорозов, Ершова 1988 – Кнорозов Ю.В., Ершова Г.Г. Легенды о происхождении майя // Экология американских индейцев и эскимосов. М., 1988. С. 247–256.

6. Нора 1999 – Нора П. Франция-память / П. Нора, М. Озуф, Ж. де Пюимеж, М. Винок. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999.

7. Пакин 2013 – Пакин А.В. Паломничество Шивов 1536 года и конкиста Юкатана: версии эпизода истории поздних майя // Исторический журнал: научные исследования. 2013. № 4. С. 428–439.

8. Шесеньа 2003а – Шесеньа А. Датировка росписей пещеры Холониель, Чьяпас, Мексика // Древние цивилизации Старого и Нового Света: культурное своеобразие и диалог интерпретаций / Под науч. ред. Д.Д. Беляева и Г.Г. Ершовой. М., 2003. С. 230–247.

9. Шесеньа 2003b – Шесеньа А. Пещерные росписи древних майя. Воронеж, 2003.

10. Brady 1989 – Brady J. An Investigation of Maya Ritual Cave Use with Special Reference to Naj Tunich, Peten, Guatemala. Diss. for the degree of PhD. Los Angeles: University of California, 1989.

11. Brady 2000 – Brady J. Cuevas, Peregrinaciones y Arqueologìa // Los Investigadores de la Cultura Maya. T. II. México: Universidad Autónoma de Campeche, 2000. P. 219–227.

12. Miller et. al. 2002 – Miller A.E, Brady J., Cobb A., Rowe M.W. Results of Radiocarbon Analysis of Rock Painting from the La Cueva de las Pinturas, Guatemala // Mexicon. 2002. Vol. XXIV: August. P. 79–81.

13. Sheseña 2009 – Sheseña A. Algunas implicaciones de los ritos zinacantecos en cuevas en el estudio del arte rupestre maya // Limina R. Estudios sociales y humanísticos. 2009. Vol. VII. № 1. P. 39–62.

14. Stone 1995 – Stone A. Images from the Underworld: Naj Tunich and the Tradition of Maya Cave Painting. Austin: University of Texas Press, 1995.

15. Thompson 1959 – Thompson J.E.S. The Role of Caves in Maya Culture // Mitteilungen aus dem Museum für Völkerkunde im Hamburg. 1959. № 25. P. 122–129.

16. Vogt, Stuart 2005 – Vogt E., Stuart D. Some Notes on Ritual Cave among the Ancient and Modern Maya // In the Maw of the Earth Monster / Ed. by J. Brady and K. Prufer. Austin: University of Texas Press, 2005. P. 155–185.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Хохрякова (Висканта) С.А. Ритуальные пещерные комплексы древних майя как места памяти. Вестник РГГУ. Серия “Политология. История. Международные отношения.”. 2021;(1):81-92. https://doi.org/10.28995/2073-6339-2021-1-81-92

For citation: Khokhryakova S.A. Ancient Mayan ritual cave complexes as memory space. RSUH/RGGU Bulletin Series "Political Science. History. International Relations". 2021;(1):81-92. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2073-6339-2021-1-81-92

Просмотров: 45

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6339 (Print)