Preview

Вестник РГГУ. Серия “Политология. История. Международные отношения.”

Расширенный поиск

Публичная дипломатия как инструмент реализации внешней политики Ватикана: анализ стратегического нарратива папы Франциска I

https://doi.org/10.28995/2073-6339-2024-2-144-162

Аннотация

Современные научные исследования показывают, что религия все больше определяет образ жизни обществ, в которых получили распространение традиционные конфессии. В  качестве причин называются социальные трансформации в развивающихся и развитых государствах, вызванные экономической модернизацией и миграционными процессами, а также неэффективность управленческих моделей, используемых политическими элитами. Мировые религии адаптируются к современной ситуации и стремятся влиять на общественно-политические процессы. Это характерно и для Ватикана, города-государства, осуществляющего руководство Римско-католической церковью. Важной задачей политики Ватикана в последние десять лет является стремление повысить значимость католической церкви за пределами ее традиционной сферы влияния. В  статье рассматривается публичная дипломатия Ватикана как инструмент реализации его внешней политики посредством анализа стратегического нарратива папы Франциска I. Цель исследования  – определить уникальность стратегического нарратива публичной дипломатии Ватикана в период начала понтификата Франциска   I, направленного на трансформацию образа Римско-католической церкви и укрепления ее отношений с верующими за рубежом. Подчеркивая двойную функцию понтифика как лидера суверенного государства и Римско-католической церкви, в исследовании используется фрейм-анализ для определения ключевых идей, артикулируемых в выступлениях понтифика. Результаты анализа демонстрируют, что в основе выступлений папы Франциска   I перед представителями общественности в первые годы его понтификата лежали идеи коллективной ответственности, универсальных ценностей, призыва к действиям. Комплексное осмысление этих трех фреймов указывает на то, что усилия РКЦ в контексте публичной дипломатии нацелены в том числе за рамки католической аудитории.

Об авторе

П. К. Симонов
Российский государственный гуманитарный университет
Россия

Павел К. Симонов, соискатель ученой степени

125047, Москва, Миусская пл., д. 6



Список литературы

1. Лебедева 2015 – Лебедева М.М. Публичная дипломатия в урегулировании конфликтов // Международные процессы. 2015. № 4 (43). С. 45–56.

2. Лункин 2018 – Лункин Р.Н. Общественно-политическая роль религии в Европе: запрос на христианскую идентичность // Контуры глобальных трансформаций. 2018. № 4. С. 46–64.

3. Симонов 2023 – Симонов П.К. Трансформация публичной дипломатии Ватикана: новые вызовы и обновление стратегических приоритетов // Вестник РГГУ. Серия «Политология. История. Международные отношения». 2023. № 4. C. 143–153.

4. Цветкова 2020 – Цветкова Н.А. Феномен цифровой дипломатии в международных отношениях и методология его изучения // Вестник РГГУ. Серия «Политология. История. Международные отношения». 2020. № 2. C. 37–47.

5. Язькова 2023 – Язькова В.Е. «Мягкая сила» папы Франциска // «Мягкая сила» в Черноморско-Средиземноморском регионе. М.: Ин-т Европы РАН, 2023. С. 118–131.

6. Balmas 2017 – Balmas M. Bad news: The changing coverage of national leaders in foreign media of Western democracies // Mass Communication and Society. 2017. Vol. 20. No. 5. P. 663–685.

7. Bowen 2004 – Bowen S.A. Expansion of ethics as the 10th generic principle of public relations excellence: A Kantian theory and model for managing ethical issues // Journal of Public Relations Research. 2004. Vol. 16. No. 1. P. 65–92.

8. Brewer 2005 – Brewer P. R., Aday S. and Gross K. Do Americans trust other nations? A panel study // Social Science Quarterly. 2005. No. 1. P. 36–51.

9. Cull 2008 – Cull N.J. Public diplomacy: Taxonomies and histories // The annals of the American Academy of Political and Social Science. 2008. Vol. 616. P. 31–54.

10. Cull 2010 – Cull N.J. Public diplomacy: Seven lessons for its future from its past // Place branding and public diplomacy. 2010. Vol. 6. P. 11–17.

11. Gamson 1989 – Gamson W.A., Modigliani A. Media discourse and public opinion on nuclear power: A constructivist approach // American Journal of Sociology. 1989. Vol. 95. No. 1. P. 1–37.

12. Gilboa 2008 – Gilboa E. Searching for a theory of public diplomacy // The annals of the American Academy of Political and Social Science. 2008. Vol. 616. P. 55–77.

13. Golan, Himelboim 2016 – Golan G. J., Himelboim I. Can world system theory predict news flow on twitter? The case of government-sponsored broadcasting // Information, Communication and Society. 2016. Vol. 19. No. 8. P. 1150–1170.

14. Grunig 2013 – Excellence in public relations and communication management / Ed. by J.E. Grunig. L.: Routledge, 2013. 680 p.

15. Gutkowski 2016 – Gutkowski S. We are the very model of a moderate Muslim state: The Ammanmessages and Jordan’s foreignpolicy //International Relations.2016. Vol. 30. No. 2. P. 206–226.

16. Handelman 2012 – Handelman S. Two complementary settings of peace-making diplomacy: Political-elite diplomacy and public diplomacy // Diplomacy and Statecraft. 2012. Vol. 23. P. 162–178.

17. Kelley 2009 – Kelley J.R. Between ‘Take-offs’ and ‘Crash Landings’: Situational aspects of public diplomacy // Routledge handbook of public diplomacy / Ed. by N. Snow, Ph.M. Taylor. N.Y.: Rougledge, 2009. P. 72–85.

18. Kochhar, Molleda 2015 – Kochhar S.K., Molleda J.C. The evolving links between international public relations and corporate diplomacy // International public relations and public diplomacy: Communication and engagement / Ed. by G.J. Golan, S.-U. Yang, D.F. Kinsey. N.Y.: Peter Lang Publishing, 2015. P. 51–72.

19. Lim 2015 – Lim J.S., Yang S.U., Chung A. ‘Will you join us?’ Use of the Partake-in-Our-Cause (PIOC) message in light of negative news // International Journal of Strategic Communication. 2015. Vol. 9. No. 1. P. 44–61.

20. Mueller 2009 – Mueller S.L. The nexus of U.S. public diplomacy and citizen diplomacy // Routledge handbook of public diplomacy / Ed. by N. Snow, Ph.M. Taylor. N.Y.: Rougledge, 2009. P. 101–110.

21. Nye 2008 – Nye J.S. Public diplomacy and soft power // The annals of the American Academy of Political and Social Science. 2008. Vol. 616. No. 1. P. 94–109.

22. Nye 2004 – Nye J.S. Soft power: The means to success in world politics. N.Y.: Public Affairs, 2004. 208 p.

23. Nye 2011 – Nye J.S. The future of power. 1st ed. N.Y.: Public Affairs, 2011. 320 p.

24. Rinke 2015 – Rinke E.M., Willnat L., Quandt T. The Obama factor: Change and stability in cultural and political anti-Americanism // International Journal of Communication. 2015. No. 1. P. 2954–2979.

25. Snow, Taylor 2009 – Routledge handbook of public diplomacy / Ed. by N. Snow, Ph. Taylor. N.Y.: Routledge, 2009. 382 p.

26. Van Aelst 2012 – Van Aelst P., Sheafer T., Stanyer J. The personalization of mediated political communication: A review of concepts, operationalizations and key findings // Journalism. 2012. Vol. 13. No. 2. P. 203–220.

27. White 2015 – White C.L. Exploring the role of private-sector corporations in public diplomacy//Public RelationsInquiry. 2015.Vol. 4. No.3. P. 305–321.

28. Zaharna 2009 – Zaharna R.S. Mapping out a spectrum of public diplomacy initiatives: Information and relational communication frameworks // Routledge Handbook of Public Diplomacy / Ed. by N. Snow, Ph.M. Taylor. N.Y.: Rougledge, 2009. P. 86–100.


Рецензия

Для цитирования:


Симонов П.К. Публичная дипломатия как инструмент реализации внешней политики Ватикана: анализ стратегического нарратива папы Франциска I. Вестник РГГУ. Серия “Политология. История. Международные отношения.”. 2024;(2):144-162. https://doi.org/10.28995/2073-6339-2024-2-144-162

For citation:


Simonov P.K. Public diplomacy as a tool for implementing the foreign policy of the Vatican: an analysis of the strategic narrative of Pope Francis I. RSUH/RGGU Bulletin Series "Political Science. History. International Relations". 2024;(2):144-162. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2073-6339-2024-2-144-162

Просмотров: 65


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6339 (Print)