Preview

Вестник РГГУ. Серия “Политология. История. Международные отношения.”

Расширенный поиск

Влияние консюмеризма на политику фашистской Италии

https://doi.org/10.28995/2073-6339-2025-2-132-146

Аннотация

В статье исследуется соотношение между фашистcкой политикой и нарастающим процессом консьюмеризации общества в период между двумя войнами в Италии. Рассматривается конфликт целей режима с его акцентом на мужественности, воинственности и самопожертвовании и миром потребления, ориентированном на комфорт, удовольствие и феминизацию рекламы. Государство активно участвовало в модернизации, где задержка с предоставлением избирательного права привела к гражданской войне, диктатуре и иностранной оккупации, и где со стороны режима была предпринята попытка воспитания нового итальянца, провозгласившая свою приверженность преобразованию сознания, ценностей и характера жителей страны. Произошла сакрализация некоторых политических институтов, которая стала смыкаться с культом потребления, возникла тенденция к коммерциализации социально-политической религии. В период элитарного консьюмеризма межвоенного периода были заложены основы рекламной индустрии, сформированы новые потребительские практики и ценности, которые позже стали неотъемлемой частью итальянского образа жизни. Рекламные изображения являются свидетельством того, что фашизм и интересы промышленности не всегда, но часто совпадали. В рамках анализа коммуникации, образных инноваций и образа жизни в фашистской Италии данные в статье дают представление о вневременной ценности и не всегда очевидной несвязанности рекламы с диктатурой режима.

Об авторе

Е. Н. Якутина
Московский гуманитарный университет
Россия

Елена Н. Якутина, кандидат исторических наук

111395, Москва, ул. Юности, д. 5



Список литературы

1. Белоусов 2000 – Белоусов Л.С. Режим Муссолини и массы. М.: Изд-во МГУ, 2000. 368 с.

2. Князева 2018 – Князева С.Е. Трудности понимания: Россия и Италия: социокультурный контекст // Вестник Европы: XXI век. 2018. Т. 50–51. Специальный номер: Италия и Ватикан. С. 191–208.

3. Князева 2021 – Князева С.Е. Итальянский фашизм в контексте итальянской идентичности: социокультурные практики // Фашизм, неофашизм и их преступная практика: сборник статей памяти Елены Дмитриевны Строгановой. М., 2021. C. 192–201.

4. Лопухов 1977 – Лопухов Б.Р. История фашистского режима в Италии. М.: Наука, 1977. 296 с.

5. Adamson 2007 – Adamson W.L. Embattled avantgardes: Modernism’s resistance to commodity culture in Europe. Berkely: University of California Press, 2007. 448 p.

6. Bartlett 1940 – Bartlett F.C. Political propaganda. Cambridge: Cambridge University Press, 1940. 158 p.

7. Biondi 1973 – Biondi D. La fabbrica del Duce. Firenze: Valecchi, 1973. 331 p.

8. Blanco White 1939 – Blanco White A. The new propaganda. L.: Gollandcz, 1939. 383 p.

9. Boorstin 1961 – Boorstin D. The image: a guide to pseudo-events in America. N.Y.: Atheneum, 1961. 324 p.

10. Bosworth 2005 – Bosworth R.J.B. Mussolini’s Italy : Life under the dictatorship: 1915– 1945. L.: Allen Lane, 2005. 692 p.

11. De Felice 2019 – De Felice R. Mussolini il duce. I: Gli anni del consenso 1929–1936. Torino: Einaudi, 2019. 949 p.

12. Falasca-Zamponi 1997 – Falasca-Zamponi S. Fascist spectacle: The aesthetics of power in Mussolini’s Jtaly. Berkeley: University of California Press, 1997. 303 p. (Studies on the history of society and culture; vol. 28)

13. Forgas 2007 – Forgas D., Gundle S. Cultura di massa e societa Italyna 1936–1954. Bologna: Il Mulino, 2007. 448 p.

14. Gentile 1994 – Gentile E. Il culto del littorio: la sacralizzazione della politica nell’ltalia fascista. Roma; Bari: Laterza, 1994. 154 p.

15. Gentile 2001 – Gentile E. Le religioni della politica fra democratize e totalitarismi. Roma; Bari: Laterza, 2001. 250 p.

16. Gentile 2002 – Gentile E. L’ “uomo nuovo” del fascismo. Riflissioni su un esperimento totalitario di rivoluzione antropologica // Gentile E. Fascismo: storia e interpretazione. Roma-Bari” Laterza, 2002. P. 235–264.

17. Gundle 2004 – Gundle S. Le origini della spettacolaria nella politica di massa // Propaganda e communicazione politica: storia e trasformazioni nell’eta contemporanea / ed. by M. Ridolfi. Milano: Mondadori, 2004. P. 1–24.

18. Gundle 2008 – Gundle S. Un Martini per il Duce: l’immaginario del consumismo nell’Italy degli anni Venti e Trenta // L’arte della pubblicità: il manifesto Italyno e le avanguardie 1920–1940 / ed. by A. Villari. Cinisello Balsamo: Silvana Editoriale, 2008. P. 46–69.

19. Lyttelton 1987 – Lyttelton A. The seizure of power: Fascism in Italy, 1919–1929. Princeton: Princeton University Press, 1987. 556 p.

20. Malaparte 1999 – Malaparte C. Muss. Il grande imbecille. Milano: Luni, 1999. 135 p.

21. Papadia 2005 – Papadia E. La Rinascente. Bologna: Il Mulino, 2005. 176 p.

22. Passerini 1991 – Passerini L. Mussolini immaginario: storia di una biografia, 1915–1939. Roma; Bari: Laterza, 1991. 290 p.

23. Pierson 1997 – Pierson M.N. The perfect vehicle. L.: Granta, 1997. 240 p.

24. Scudiero 2002 – Scudiero M., Cirulli M., Cremoncini R. Epic resonances, dynamic impulses and the needs of propaganda: The aviation posters, 1910–1943 // Planespotting: ltalian aviation posters: 1910–1943. N.Y.: Publicity & Print Press, 2002. P. 9–10.


Рецензия

Для цитирования:


Якутина Е.Н. Влияние консюмеризма на политику фашистской Италии. Вестник РГГУ. Серия “Политология. История. Международные отношения.”. 2025;(2):132-146. https://doi.org/10.28995/2073-6339-2025-2-132-146

For citation:


Yakutina E.N. Influence of consumerism on the policy of Fascist Italy. RSUH/RGGU Bulletin Series "Political Science. History. International Relations". 2025;(2):132-146. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2073-6339-2025-2-132-146

Просмотров: 1


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6339 (Print)