Зачем обучаться за рубежом: методы оценки эффективности программ академического обмена между СШа и Россией

Полный текст:




Аннотация

В статье рассматриваются результаты исследовательского проекта, реализованного в рамках Стэндфордского российско-американского форума, который является платформой, объединяющей усилия студентов из университетов России и СШа по осмыслению наиболее злободневных проблем двусторонних отношений. Участники рабочей группы «образование и программы по зарубежному регионоведению» изучали программы обмена с целью установить, насколько они эффективны с точки зрения формирования академических знаний и культурной компетентности у студентов как будущих экспертов по СШа и России. Результаты исследования подтвердили, что долгосрочные программы обмена позволяют студентам улучшить свои лингвистические навыки и повысить культурную компетентность. При этом, как выявили участники проекта, ориентационные материалы, выдаваемые студентам до обмена, часто содержат стилистически окрашенную лексику и оценочные описания, что может способствовать укреплению стереотипов восприятия.

Об авторах

Э. Акимова
Оксфордский университет, колледж Св. Антония.
Соединённые Штаты Америки
Акимова Эвелина Тамерлановна – аспирант социологического факультета,


З. Джафарова
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».
Россия
Джафарова Зибейда Илкин кызы – магистрант Института образования, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».


Д. Курковский
Национальный университет «Киево-Могилянская академия».
Украина
Курковский Давид Львович – стипендиат Parker Huang Fellowship, Йельский университет; иностранный студент-исследователь, Национальный университет «Киево-Могилянская академия».


Е. Родина
Школа коммуникаций, Северо-Западный университет.
Россия
Родина Елена Анатольевна – аспирант, отделение медиа, технологии и общества.


К. Шрёдер
Университет Пенсильвании.
Россия
Шрёдер Кэтрин – аспирант, юридический факультет.


Список литературы

1. The authors would like to express their gratitude to Victoria Zhuravleva and the SURF leadership team for their invaluable help with the paper.

2. Aref’ev A., Sukholutskaya M. American Students in Russia: Research and Data Analysis of Exchange Programs // American Journal of Applied Sciences. 2015. Vol. 12. № 10. P. 723–733.

3. Legvold R. Return to Cold War. Cambridge: Polity Press, 2016; Monaghan A.A. “New Cold War”? Abusing History, Misunderstanding Russia. L.: Chatham House, 2015.

4. Horowitz J. Russia Experts See Thinning Ranks’ Effect on US Policy [Online resource] // The New York Times. 2014. March 6. URL: http://www.nytimes.com/2014/03/07/world/europe/american-experts-on-russia.html?_r=0 (accessed 18.09.2016).

5. Tsygankov A. Why Russia Expertise in the US Still Has a Long Way to Go // Russia Direct. 2016. Vol 4. № 3. P. 11.

6. Zhuravleva V. The Role of Academia in Fostering Better US-Russia Relations // Russia Direct. 2016. Vol. 4. № 3. P. 16.

7. DeLong M. et al. Cultural Exchange: Evaluating an Alternative Model in Higher Education // Journal of Studies in International Education. 2009. Vol. 15. № 1. P. 41–56.

8. Freed B.F. An Overview of Issues and Research in Language Learning in a Study Abroad Setting // The Interdisciplinary Journal of Study Abroad. 1998. Vol. 4. № 2. P. 31–60.

9. Freed B.F. Op. cit.; Paige M. et al. Study Abroad for Global Engagement: The Long-term Impact of Mobility Experiences // Intercultural Education. 2009. № 20. P. 29–44.

10. Freed B.F. Op. cit. P. 32.

11. Brecht R. Qualitative Analysis of Second Language Acquisition in Study Abroad: The ACTR/NFLC Project // Washington DC: National Foreign Language Center, 1993.

12. Dwyer M.M. More is better: The Impact of Study Abroad Program Duration // Frontiers: The Interdisciplinary Journal of Study Abroad. 2004. Vol. 10. P. 151–163.

13. Atkinson C. Does Soft Power Matter? A Comparative Analysis of Student Exchange Programs 1980–2006 // Foreign Policy Analysis. 2010. Vol. 6. № 1. P. 1–22; DeLong M. et al. Op. cit.

14. Ibid. P. 41.

15. Paige M. et al. Op. cit.

16. Regan V., Howard M., Lemée I. The Acquisition of Sociolinguistic Competence in a Study Abroad Context. Buffalo: Multilingual Matters, 2009; McKay S., Hornberger N. (eds.) Sociolinguistics and Language Teaching. The Cambridge Applied Linguistics Series. N. Y.: Cambridge Univ. Press, 1996.

17. Kumagai A., Lypson M. Beyond Cultural Competence: Critical Consciousness, Social Justice, and Multicultural Education // Academic Medicine: Journal of the Association of American Medical Colleges. 2009. Vol. 84. № 6. P. 782–787.

18. Lee A. et al. Special Issue: Engaging Diversity in Undergraduate Classrooms – A Pedagogy for Developing Intercultural Competence // ASHE Higher Education Report. 2012. Vol. 38. № 2. P. 1–132.

19. Salisbury M.H. The effect of study abroad on intercultural competence among undergraduate college students: PhD thesis. Univ. of Iowa, 2011. http://ir.uiowa.edu/etd/1073

20. Regan V., Howard M., Lemée I. Op. cit.; Salisbury M.H. Op. cit.

21. Schloss H. Three Problems of International Student Exchange Programs // Bulletin of the American Association of University Professors. 1955. Vol. 41. № 3. P. 573.

22. Rose-Redwood C.R., Rose-Redwood R.S. Self-Segregation or Global Mixing? Social Interactions and the International Student Experience // Journal of College Student Development. 2013. Vol. 54. № 4. P. 413–429.

23. Title VIII Funding Cut [Online Resource] // Association for Slavic, East European, and Eurasian Studies. URL: http://www.aseees.org/advocacy/title-viii-funding-cut (accessed 20.11.2016).

24. Nye J.S. Soft Power // Foreign Policy. 1990. № 80. P. 153–171.

25. Dolinsky A. Educational Exchanges in Public Diplomacy: Russian and International Experience // Vestnik MGIMO University. 2014. Vol. 35. № 2. P. 56–62.

26. Sergeev S. Academic Mobility as a Tool of Soft Power of Science // Humanities, Social-Economics and Social Sciences. 2015. Vol. 6. № 1. P. 198–201.

27. Coclanis P. Study Abroad’s Seven Deadly Sins [Online resource] // The New York Times. 2016. April 8. URL: http://www.nytimes.com/2016/04/10/education/edlife/study-abroads-seven-deadly-sins.html (accessed 23.10.2016).

28. Rose-Redwood C.R., Rose-Redwood R.S. Op. cit.; Shannon-Baker P.A. Microaggressions, Self-Segregation, and Performing Gender: Exploring Undergraduate Students’ Culture Shock in a Study Abroad Program. Univ. of Cincinnati, 2015 http://rave.ohiolink.edu/etdc/view?acc_num=ucin1447690476; Ward C., Kennedy A. The Measurement of Sociocultural Adaptation // International Journal of Intercultural Relations. 1999. Vol. 23. № 4. P. 659–677.

29. Kumagai A., Lypson M. Op. cit.; Lee A. et al. Op. cit.; Schloss H. Op. cit.

30. Deardorff D.K. Internationalization: In Search of Intercultural Competence // International Educator. 2004. Vol. 13. № 2. P. 13–15.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Акимова Э., Джафарова З., Курковский Д., Родина Е., Шрёдер К. Зачем обучаться за рубежом: методы оценки эффективности программ академического обмена между СШа и Россией. Вестник РГГУ. Серия “Политология. История. Международные отношения.”. 2017;(4/1):47-57.

For citation: Akimova E., Dzhafarova Z., Kurkovskiy D., Rodina E., Schroeder K. Why study abroad? A mixed-methods evaluation of the effectiveness of US–Russia academic exchange programs. RSUH/RGGU Bulletin Series "Political Science. History. International Relations". 2017;(4/1):47-57.

Просмотров: 276

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6339 (Print)