Где переписывались книги для вологодского архиепископа Ионы (Думина)?
Аннотация
В статье рассматривается вопрос о происхождении рукописей, которые переписывались по поручению вологодского архиепископа Ионы (Думина) (1588–1603 гг.). На основе анализа текстов выходных записей рукописных книг и других источников делается вывод о написании большинства из них в монастырях вологодской епархии. Для Ионы также могли переписывать рукописи и в московском Чудовом монастыре. Это могло быть связано с тем, что его настоятелями в последней четверти XVI в. являлись лица, которые были связаны с вологодской кафедрой.
Ключ. слова
Об авторе
А. С. УсачевРоссия
Усачев Андрей Сергеевич – доктор исторических наук, профессор кафедры истории и теории исторической науки факультета истории, политологии и права Историко-архивного института.
Список литературы
1. Обзор основных фактов биографии Ионы (Думина), а также его участия в книжной культуре России XVI – начала XVII в. см.: Мансикка В.П. Житие Александра Невского (Разбор редакций и текст). М.: ОЛДП, 1913. С. 177–200; Флоря Б.Н. О реконструкции состава древнерусских библиотек // Древнерусское искусство. Рукописная книга. М.: Наука, 1972. С. 57–59; Буланин Д.М. Владимирский Рождественский монастырь как культурный центр Древней Руси // Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы (Пушкинский Дом) АН СССР. Т. 36. Л.: Наука, 1981. С. 73–74, 77–78; Он же. Вологодский архиепископ Иона Думин и рукописная традиция сочинений Максима Грека // Источниковедение литературы Древней Руси. Л.: Наука, 1980. С. 174–180; Кукушкина М.В. Книга в России в XVI веке. СПб.: Петербургское Востоковедение, 1999. С. 123–126; Сиренов А.В. Степенная книга и русская историческая мысль XVI–XVIII вв. М.; СПб.: Альянс-Архео, 2010. С. 170–200; Брюханова Е.В., Э.П.Р. Иона (Думин) // Православная энциклопедия. Т. 25. М.: Православная энциклопедия, 2010. С. 456–457.
2. Об этом, например, см.: Усачев А.С. Степенная книга и древнерусская книжность времени митрополита Макария. М.; СПб.: Альянс-Архео, 2009. С. 141–148.
3. Об этом см.: Клосс Б.М. Никоновский свод и русские летописи XVI–XVII вв. М.: Наука, 1980. С. 81–87; Усачев А.С. О некоторых случаях «горизонтальной мобильности» иноков-писцов в России XVI века // Румянцевские чтения – 2017. 500-летие издания первой славянской Библии Франциска Скорины: становление и развитие культуры книгопечатания: Мат. междунар. науч.-практ. конф. (18–19 апр. 2017). Ч. 2. М.: Пашков дом, 2017. С. 210–213.
4. ОР РНБ. Ф. 166. Q. № 225.
5. НИОР РГБ. Ф. 292. № 59.
6. НИОР РГБ. Ф. 292. № 34.
7. ОР ГИМ. Собрание А.И. Хлудова. Д. 4.
8. ОР ГИМ. Музейское собрание. № 3471.
9. НИОР РГБ. Ф. 98. № 24.
10. КГИАиХМЗ. КОК. 17.212/56.
11. ОРК ГПНТБ СО РАН. Собрание М.Н. Тихомирова. № 4.
12. ОР РНБ. Ф. 550. № F.I.898.
13. РГИА. Ф. 834. Оп. 3. № 3917.
14. ОР РНБ. Ф. 166. Q. № 225.
15. ОРК ГПНТБ СО РАН. Собрание М.Н. Тихомирова. № 4.
16. ОР РНБ. Ф. 550. № F.I.898.
17. Сиренов А.В. Указ. соч. С. 191.
18. Подробнее см.: Новикова О.Л., Сиренов А.В. Сделано в Чудове // Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН. Т. 55. СПб.: Дмитрий Буланин, 2004. С. 441–450.
19. Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей российской церкви. СПб.: Тип. В.С. Балашова, 1877. Стб. 163.
20. Известно, что он лично переплетал рукописи. Об этом, например, см.: Новикова О.Л., Сиренов А.В. Указ. соч. С. 450.
21. Переписные книги вологодских монастырей XVI–XVIII вв.: исследование и тексты. Вологда: Древности Севера, 2011. С. 34.
22. Там же. С. 43.
23. Там же. С. 44.
24. Косвенным аргументом в пользу того, что Христофор покинул Чудов монастырь, является отсутствие упоминания его имени в числе соборных старцев Чудова монастыря в документах этой обители, составленных после его ухода на покой (см.: Кистерев С.Н. Акты московского Чудова монастыря 1507–1606 гг. // Русский дипломатарий. Вып. 9. М.: Древлехранилище, 2003. С. 219. № 96). Общеизвестно, что после своего ухода на покой игумены входили в число соборных старцев. Последние, играя важную роль в управлении обителью, как правило, упоминались в основных монастырских документах.
25. Строев П.М. Указ. соч. Стб. 163, 1035.
26. Об этом, например, см.: Соловьев Н.А. Сарайская и Крутицкая епархии // Чтения в Обществе истории и древностей российских. 1894. Кн. 3. С. 63.
27. В XVI в. он собирался почти ежегодно, а в ряде случаев и чаще (см.: Усачев А.С. Как часто собирались церковные соборы в России XVI в.? // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2015. № 3(61). С. 120–121).
28. ОР РНБ. Ф. 166. Q. № 225.
29. НИОР РГБ. Ф. 292. № 59.
30. НИОР РГБ. Ф. 292. № 34.
31. Об этом см.: Буланин Д.М. Владимирский Рождественский монастырь... С. 71–79.
32. НИОР РГБ. Ф. 292. № 59.
33. НИОР РГБ. Ф. 292. № 34.
34. См.: Флоря Б.Н. О реконструкции состава... С. 57–58; Сиренов А.В. Указ. соч. С. 174.
35. ОР РНБ. Ф. 166. Q. № 225.
36. ОР ГИМ. Собрание А.С. Уварова. № 255-1°. Л. 450 об.–451.
37. ОР РНБ. Ф. 550. № F.I.898. Л. 377 об.–378.
38. Сергеев А.Г. Библиотека Корнильево-Комельского монастыря: Проблемы реконструкции // Книжные центры Древней Руси. Кирилло-Белозерский монастырь. СПб.: Дмитрий Буланин, 2008. С. 482.
39. На это указывают некоторые особенности выходных записей, которые чем-то иным кроме использования образцов объяснить трудно. Самым ярким таким примером является упоминание «государя имярек» (!) в выходной Евангелия 1516 г. (см.: ОР РНБ. Ф. 550. № F.I.764. Л. 319). В связь с возможностью существования подобных формуляров поставим и наблюдения, которые сделаны в искусствоведческой литературе. В ней высказывалось мнение об использовании в крупных книгописных центрах «орнаментальных подлинников», которые служили образцами для миниатюристов (например, см.: Серебрякова Е.И. К вопросу о псковском происхождении группы иллюминованных рукописей XVI в. из собрания Отдела рукописей ГИМ // Палеография, кодикология, дипломатика: современный опыт исследования греческих, латинских и славянских рукописей и документов: мат. междунар. науч. конф. Москва, 27–28 февр. 2013 г. М.: ИВИ РАН, 2013. С. 298).
40. См.: КГИАиХМЗ. КОК. 17.212/56; ОР РНБ. Ф. 550. № F.I.898.
41. Для списка 1590/91 г. Апокалипсиса и Жития Иоанна Богослова (ОР РНБ. Ф. 166. Q. № 225), списка 1591/92 г. Псалтыри толковая Максима Грека (см.: ОР ГИМ. Собрание А.И. Хлудова. Д. 4), списка 1591/92 г. Кормчей (см.: ОР ГИМ. Музейское собрание. № 3471), списков 1591/92 и 1592/93 гг. Бесед Иоанна Златоуста (см.: НИОР РГБ. Ф. 98. № 24; ОРК ГПНТБ СО РАН. Собрание М.Н. Тихомирова. № 4), списка 1592/93 г. Огласительных поучений Феодора Студита (см.: РГИА. Ф. 834. Оп. 3. № 3917).
42. Подробнее см.: Усачев А.С. О происхождении Годуновских Псалтирей и текстологии выходных записей рукописных книг XVI в. // Исторические записки. М.: Наука, 2016. Вып. 16 (134). С. 156–171.
43. Приходо-расходные книги Соловецкого монастыря 1571–1600 гг. / сост. Е.Б. Французова. М.; СПб.: Альянс-Архео, 2013. С. 190.
44. Как сообщает выходная запись этой рукописи, «доброписцу чернописному, сиречь книжному, вдано две тысящи сребрениц противу трудов его в московское число, живописцу иконному четыреста сребрениц, златописцу же заставочному писцу и статеиному писцу тысяща сребрениц и четыреста в московское число» (см.: ОР ГИМ. Музейское собрание. № 3878. Л. 1 об.–3).
Дополнительные файлы
Для цитирования: Усачев А.С. Где переписывались книги для вологодского архиепископа Ионы (Думина)? Вестник РГГУ. Серия “Политология. История. Международные отношения.”. 2017;(4/2):235-243.
For citation: Usachev A.S. Where were manuscripts for the Vologda archbishop Iona (Dumin) copied? RSUH/RGGU Bulletin Series "Political Science. History. International Relations". 2017;(4/2):235-243. (In Russ.)
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены.