Preview

RSUH/RGGU Bulletin Series "Political Science. History. International Relations"

Advanced search

Where were manuscripts for the Vologda archbishop Iona (Dumin) copied?

Abstract

The article deals with the origin of manuscripts rewritten under the instructions of the Vologda archbishop Iona (Dumin) (1588–1603). Analyzing the colophons of manuscripts and other sources the author comes to the conclusion that most of them were written in monasteries of the Vologda diocese. The manuscripts for Iona could be also copied in the Chudov monastery in Moscow. It so happened because its priors in the last quarter of the XVI century were related to Vologda.

About the Author

A. S. Usachev
Russian State University for the Humanities
Russian Federation
Usachev Andrey S. – Dr. in History, professor of the Department of History and Theory of Historical Science, Faculty of History, Political Science and Law, Institute for History and Archives.


References

1. Обзор основных фактов биографии Ионы (Думина), а также его участия в книжной культуре России XVI – начала XVII в. см.: Мансикка В.П. Житие Александра Невского (Разбор редакций и текст). М.: ОЛДП, 1913. С. 177–200; Флоря Б.Н. О реконструкции состава древнерусских библиотек // Древнерусское искусство. Рукописная книга. М.: Наука, 1972. С. 57–59; Буланин Д.М. Владимирский Рождественский монастырь как культурный центр Древней Руси // Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы (Пушкинский Дом) АН СССР. Т. 36. Л.: Наука, 1981. С. 73–74, 77–78; Он же. Вологодский архиепископ Иона Думин и рукописная традиция сочинений Максима Грека // Источниковедение литературы Древней Руси. Л.: Наука, 1980. С. 174–180; Кукушкина М.В. Книга в России в XVI веке. СПб.: Петербургское Востоковедение, 1999. С. 123–126; Сиренов А.В. Степенная книга и русская историческая мысль XVI–XVIII вв. М.; СПб.: Альянс-Архео, 2010. С. 170–200; Брюханова Е.В., Э.П.Р. Иона (Думин) // Православная энциклопедия. Т. 25. М.: Православная энциклопедия, 2010. С. 456–457.

2. Об этом, например, см.: Усачев А.С. Степенная книга и древнерусская книжность времени митрополита Макария. М.; СПб.: Альянс-Архео, 2009. С. 141–148.

3. Об этом см.: Клосс Б.М. Никоновский свод и русские летописи XVI–XVII вв. М.: Наука, 1980. С. 81–87; Усачев А.С. О некоторых случаях «горизонтальной мобильности» иноков-писцов в России XVI века // Румянцевские чтения – 2017. 500-летие издания первой славянской Библии Франциска Скорины: становление и развитие культуры книгопечатания: Мат. междунар. науч.-практ. конф. (18–19 апр. 2017). Ч. 2. М.: Пашков дом, 2017. С. 210–213.

4. ОР РНБ. Ф. 166. Q. № 225.

5. НИОР РГБ. Ф. 292. № 59.

6. НИОР РГБ. Ф. 292. № 34.

7. ОР ГИМ. Собрание А.И. Хлудова. Д. 4.

8. ОР ГИМ. Музейское собрание. № 3471.

9. НИОР РГБ. Ф. 98. № 24.

10. КГИАиХМЗ. КОК. 17.212/56.

11. ОРК ГПНТБ СО РАН. Собрание М.Н. Тихомирова. № 4.

12. ОР РНБ. Ф. 550. № F.I.898.

13. РГИА. Ф. 834. Оп. 3. № 3917.

14. ОР РНБ. Ф. 166. Q. № 225.

15. ОРК ГПНТБ СО РАН. Собрание М.Н. Тихомирова. № 4.

16. ОР РНБ. Ф. 550. № F.I.898.

17. Сиренов А.В. Указ. соч. С. 191.

18. Подробнее см.: Новикова О.Л., Сиренов А.В. Сделано в Чудове // Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН. Т. 55. СПб.: Дмитрий Буланин, 2004. С. 441–450.

19. Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей российской церкви. СПб.: Тип. В.С. Балашова, 1877. Стб. 163.

20. Известно, что он лично переплетал рукописи. Об этом, например, см.: Новикова О.Л., Сиренов А.В. Указ. соч. С. 450.

21. Переписные книги вологодских монастырей XVI–XVIII вв.: исследование и тексты. Вологда: Древности Севера, 2011. С. 34.

22. Там же. С. 43.

23. Там же. С. 44.

24. Косвенным аргументом в пользу того, что Христофор покинул Чудов монастырь, является отсутствие упоминания его имени в числе соборных старцев Чудова монастыря в документах этой обители, составленных после его ухода на покой (см.: Кистерев С.Н. Акты московского Чудова монастыря 1507–1606 гг. // Русский дипломатарий. Вып. 9. М.: Древлехранилище, 2003. С. 219. № 96). Общеизвестно, что после своего ухода на покой игумены входили в число соборных старцев. Последние, играя важную роль в управлении обителью, как правило, упоминались в основных монастырских документах.

25. Строев П.М. Указ. соч. Стб. 163, 1035.

26. Об этом, например, см.: Соловьев Н.А. Сарайская и Крутицкая епархии // Чтения в Обществе истории и древностей российских. 1894. Кн. 3. С. 63.

27. В XVI в. он собирался почти ежегодно, а в ряде случаев и чаще (см.: Усачев А.С. Как часто собирались церковные соборы в России XVI в.? // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2015. № 3(61). С. 120–121).

28. ОР РНБ. Ф. 166. Q. № 225.

29. НИОР РГБ. Ф. 292. № 59.

30. НИОР РГБ. Ф. 292. № 34.

31. Об этом см.: Буланин Д.М. Владимирский Рождественский монастырь... С. 71–79.

32. НИОР РГБ. Ф. 292. № 59.

33. НИОР РГБ. Ф. 292. № 34.

34. См.: Флоря Б.Н. О реконструкции состава... С. 57–58; Сиренов А.В. Указ. соч. С. 174.

35. ОР РНБ. Ф. 166. Q. № 225.

36. ОР ГИМ. Собрание А.С. Уварова. № 255-1°. Л. 450 об.–451.

37. ОР РНБ. Ф. 550. № F.I.898. Л. 377 об.–378.

38. Сергеев А.Г. Библиотека Корнильево-Комельского монастыря: Проблемы реконструкции // Книжные центры Древней Руси. Кирилло-Белозерский монастырь. СПб.: Дмитрий Буланин, 2008. С. 482.

39. На это указывают некоторые особенности выходных записей, которые чем-то иным кроме использования образцов объяснить трудно. Самым ярким таким примером является упоминание «государя имярек» (!) в выходной Евангелия 1516 г. (см.: ОР РНБ. Ф. 550. № F.I.764. Л. 319). В связь с возможностью существования подобных формуляров поставим и наблюдения, которые сделаны в искусствоведческой литературе. В ней высказывалось мнение об использовании в крупных книгописных центрах «орнаментальных подлинников», которые служили образцами для миниатюристов (например, см.: Серебрякова Е.И. К вопросу о псковском происхождении группы иллюминованных рукописей XVI в. из собрания Отдела рукописей ГИМ // Палеография, кодикология, дипломатика: современный опыт исследования греческих, латинских и славянских рукописей и документов: мат. междунар. науч. конф. Москва, 27–28 февр. 2013 г. М.: ИВИ РАН, 2013. С. 298).

40. См.: КГИАиХМЗ. КОК. 17.212/56; ОР РНБ. Ф. 550. № F.I.898.

41. Для списка 1590/91 г. Апокалипсиса и Жития Иоанна Богослова (ОР РНБ. Ф. 166. Q. № 225), списка 1591/92 г. Псалтыри толковая Максима Грека (см.: ОР ГИМ. Собрание А.И. Хлудова. Д. 4), списка 1591/92 г. Кормчей (см.: ОР ГИМ. Музейское собрание. № 3471), списков 1591/92 и 1592/93 гг. Бесед Иоанна Златоуста (см.: НИОР РГБ. Ф. 98. № 24; ОРК ГПНТБ СО РАН. Собрание М.Н. Тихомирова. № 4), списка 1592/93 г. Огласительных поучений Феодора Студита (см.: РГИА. Ф. 834. Оп. 3. № 3917).

42. Подробнее см.: Усачев А.С. О происхождении Годуновских Псалтирей и текстологии выходных записей рукописных книг XVI в. // Исторические записки. М.: Наука, 2016. Вып. 16 (134). С. 156–171.

43. Приходо-расходные книги Соловецкого монастыря 1571–1600 гг. / сост. Е.Б. Французова. М.; СПб.: Альянс-Архео, 2013. С. 190.

44. Как сообщает выходная запись этой рукописи, «доброписцу чернописному, сиречь книжному, вдано две тысящи сребрениц противу трудов его в московское число, живописцу иконному четыреста сребрениц, златописцу же заставочному писцу и статеиному писцу тысяща сребрениц и четыреста в московское число» (см.: ОР ГИМ. Музейское собрание. № 3878. Л. 1 об.–3).


Review

For citations:


Usachev A.S. Where were manuscripts for the Vologda archbishop Iona (Dumin) copied? RSUH/RGGU Bulletin Series "Political Science. History. International Relations". 2017;(4/2):235-243. (In Russ.)

Views: 229


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6339 (Print)