Феномен медиа в современном обществе: к вопросу о становлении политического


https://doi.org/10.28995/2073-6339-2018-4-9-23

Полный текст:


Аннотация

В статье предлагается уточненная трактовка феномена медиа как основы социальных и политических процессов в современном обществе. Подчеркивается предпосылочный характер медиа относительно коммуникации, преимущественно конститутивная («полагающая»), а не только трансмитационная («передающая») роль медиа в жизни общества. Медиа само по себе есть сообщение, ибо меняет реальность, за счет чего создается возможность для ее переструктурирования и возникновения нового. Медиа обнаруживает порождающую транспарентность среды, открывает и сохраняет проводящее качество реальности. Онтологический локус медиа отличается внутренней динамикой, смешением (mess) реаль-ности как со-общением (message).

Уточнение природы феномена медиа позволяет лучше понять медиальную составляющую политического. Медиа – это «место» вовлеченности и согласования разных частей реальности проявленности, «высвечивания», некоего нового общего. Так же и политика есть «место переработки» социальной неопределенности. Акцент на медиальной природе политического позволяет выявить подвижную основу социальных артефактов порождения политического, которое совершается в «колебаниях» качеств (не)политических акторов. Медиа политического – это полагание возможности политики в неопределенности социального, а также непрерывное обновление содержания политики на границе политического. По аналогии с медиа полагание политического самодостаточно в своем полагающем присутствии в социальной реальности. Примеры такой аналогии показаны в статье с учетом моделей нестабильных и объектно-ориентированных онтологий.


Об авторе

С. B. Клягин
Российский государственный гуманитарный университет; Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Россия

Сергей В. Клягин, доктор философских наук, профессор

125993, Москва, Миусская пл., д. 6; 
125993, Москва, Ленинградский проспект, д. 49



Список литературы

1. Гидденс Э. Ускользающий мир: Как глобализация меняет нашу жизнь. М.: Весь мир, 2004. 120 с.

2. Бауман З. Глобализация: Последствия для человека и общества. М.: Весь мир, 2004. 188 с.

3. Апель К.-О. Коммуникативное сообщество как трансцендентальная предпо-сылка социальных наук // Апель К.-О. Трансформация философии. М.: Логос, 2004. С. 193–236.

4. Йоас Х. Креативность действия. СПб.: Алетейя, 2005. 320 с.

5. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. М.: Наука, 1992. 175 с.

6. Луман Н. Медиа коммуникации. М.: Логос, 2005. 280 с.

7. Дебре Р. Введение в медиологию. М.: Праксис, 2009. 368 с.

8. Кириллова Н.Б. Медиалогия как синтез наук. М.: Академ. проект, 2013. 366 с.

9. Клягин С.В. Человек как медиа в динамике политического пространства // Вестн. РГГУ. Сер. «Политология. История. Международные отношения. За-рубежное регионоведение. Востоковедение». 2015. № 6 (149). С. 13–25.

10. Клюканов И. Коммуникативный универсум. М.: РОССПЭН, 2010. 256 с.

11. Клюканов И. Сообщение и забытие. М.: СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2018. 286 с.

12. Страус А., Корбир Дж. Основы качественного исследования. М.: УРСС, 2001. 256 с.

13. Маклюен М. Понимание медиа: внешние расширения человека. М.: КАНОН-пресс-Ц, 2003. 464 с.

14. McLuhan M. Understanding Media. N. Y.: McGraw-Hill, 1964. 359 p.

15. McLuhan M., Fiore Q. The Medium is the Massage. Harmondsworth: Penguin, Penguin Books, 1967. 406 p.

16. Чубаров И. Медиа, медианаука и философия медиа // Логос. 2015. Т. 25. № 2 (104). С. 92–105.

17. Online Etymology Dictionary [Электронный ресурс]. URL: www.etymonline.com (дата обращения 16.11.2018).

18. The American heritage dictionary of the English language / Ed. by W. Morris. Bos-ton: Houghton Mifflin Harcourt; New college edition, 1986. 1550 p.

19. Fuller M. Media Ecologies. Materialist Energies in Art and Technologies. L.: MIT Press, 2007. 265 p.

20. Kittler F. Discourse Networks, 1800/1900. Stanford University Press, 1990. 459 p.

21. Sensorium Journal. Vol. 1 [Электронный ресурс]. URL: https://liu.se/sensori-um/a-medium-is-a-medium-is-a-medium-2/ (дата обращения 16.11.2018).

22. Эмманюэль Левинас: Путь к другому / Ред. Н.В. Голик, И.Н. Зайцев, О.К. Кош-мило и др. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. 236 с.

23. Рансьер Ж. На краю политического. М.: Праксис, 2006. 240 с.

24. Жеребкин С. Нестабильные онтологии в современной философии. СПб.: Але-тейя, 2013. 349 с.

25. Жижек С. Устройства разрыва: Параллаксное видение. М.: Европа, 2008. 516 с.

26. Урри Дж. Социология за пределами обществ: виды мобильности для XXI сто-летия. М.: Издат. дом Высшей школы экономики, 2012. 336 с.

27. Харман Г. Имматериализм: Объекты и социальная теория. М.: Изд-во Ин-та Гайдара, 2018. 153 с.

28. Философия коммуникации: Теоретико-методологические аспекты / Под ред. С.В. Клягина, О.Д. Шипуновой. СПб.: Изд-во Политех. ун-та, 2017. 272 с.

29. Гавра Д.П. Основы теории коммуникации: Учеб. для академ. бакалавриата 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2016. С. 262–273.

30. Современные коммуникативные науки: социальные практики как совмест-ность слова / Отв. ред. А.П. Логунов. М.: УРСС, 2014. 197 с.

31. Политическое проектирование в пространстве социальных коммуникаций: Материалы ХI Междунар. науч. конф., Москва, РГГУ, 28 окт. 2016 г. / Отв. ред. А.П. Логунов. М.: Мир философии, 2016. 477 с.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Клягин С.B. Феномен медиа в современном обществе: к вопросу о становлении политического. Вестник РГГУ. Серия “Политология. История. Международные отношения.”. 2018;(4):9-23. https://doi.org/10.28995/2073-6339-2018-4-9-23

For citation: Klyagin S.V. On the constitutive transit in media phenomena: investigations for political studies. RSUH/RGGU Bulletin Series "Political Science. History. International Relations". 2018;(4):9-23. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2073-6339-2018-4-9-23

Просмотров: 70

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6339 (Print)