Cемантика пояса в описании мусульман в Повести временных лет
https://doi.org/10.28995/2073-6339-2018-4-91-105
Аннотация
В статье анализируется сведение об отсутствии пояса на молящихся мусульманах, зафиксированное в Повести временных лет. Автор предлагает рассмотреть данное указание в контексте христианской символики пояса, отразившейся в византийских и древнерусских нарративных памятниках. В ходе исследования были выделены свидетельства древнерусской практики постоянного ношения пояса, действовавшей в качестве обязательного предписания как для монашествующих, так и для мирян. Данное правило было непосредственно связано с истолкованием пояса как значимого христианского символа. В статье рассматривается круг византийских и древнерусских экзегетических источников, в которых пояс получил богословское обоснование. Обнаруженные особенности восприятия пояса позволили выявить ключевые идеи его семантики, в основе которых лежали идеи и образы из текстов Священного Писания. Следовательно, препоясывание являлось символом конкретных добродетелей, а отказ от ношения пояса, по-видимому, указывал на их отсутствие. В заключении статьи автор подтверждает эту точку зрения, раскрыв подлинный смысл летописного упоминания о мусульманах через сопоставление с подобным свидетельством, обнаруженным в Толковании на Евангелие от Матфея свт. Феофилакта Болгарского.
Ключевые слова
Об авторе
М Ю. АндрейчеваРоссия
Марианна Ю. Андрейчева, кандидат исторических наук
117292, Москва, ул. Дмитрия Ульянова, д. 19
Список литературы
1. Лаврентьевская летопись (Полное собрание русских летописей). Т. 1. М.: Языки славянской культуры, 2001. 762 с.
2. Шахматов А.А. Разыскания о русских летописях. М.: Академический проект, 2001. 880 с.
3. Приселков М.Д. История русского летописания XI–XV вв. СПб.: Дмитрий Буланин, 1996. 325 с.
4. Бугославский С.А. Текстология Древней Руси. Т. 1: Повесть временных лет. М.: Языки славянских культур, 2006. 312 с.
5. Баловнев Д.А. Сказание «О первоначальном распространении христианства на Руси»: Опыт критического анализа // Церковь в истории России. Сб. 4 / Отв. ред. В.М. Лавров. М.: ИРИ РАН, 2000. С. 5–46.
6. Гиппиус А.А. Крещение Руси в Повести временных лет: к стратификации текста // Древняя Русь: Вопросы медиевистики. 2008. № 3. C. 20–23.
7. Лихачев Д.С. Русские летописи и их культурно-историческое значение. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1947. 499 с.
8. Андрейчева М.Ю. Мусульмане, католики и иудеи в летописном рассказе о выборе веры князем Владимиром: образы и смыслы // Одиссей: Человек в истории. 2014: Ιmitatio Christi в религиозной культуре Средневековья и раннего Нового времени / Под общ. ред. А.О. Чубарьяна. М.: Наука, 2015. Вып. 25. С. 406–416.
9. Голубинский Е.Е. История русской церкви. Т. 1, ч. 1. М.: Имп. О-во истории и древностей рос. при Моск. ун-те, 1901. 968 с.
10. Nicolaus I PP. Epist. 99 (Responsa ad consulta Bulgarorum) / Ed. E. Perels // Epistola Karolini aevi. T. 4. Berolini, 1925. P. 568–600. (Monumenta Germaniae Historica. Epistolae. T. 6)
11. Мурашева В.В. Древнерусские ременные наборные украшения (XI–XIII вв.). М.: Эдиториал УРСС, 2000. 136 с.
12. Тимон-Рудковская М.М. Пояса и опоясывание в древнерусской письменной традиции XII–XV вв.: Семантика образа. Саарбрюкен: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. 162 с.
13. Титмар Мерзебургский. Хроника: В 8 кн. / Пер. с лат. И.В. Дьяконова. М.: Русская панорама, 2005. 419 с.
14. Книга потребник-требник. СПб.: Общество любителей древней письменности, 1878. 164 c.
15. Библия 1499 года и Библия в синодальном переводе. Т. 8: Деяния и послания апостолов. Апокалипсис. М.: Музей Библии, Издательский отдел МП, 1992. 512 с.
16. Афанасьева Т.И. Древнеславянские толкования на литургию в рукописной традиции XII–XVI вв.: Исследования и тексты. М.: Ун-т Дмитрия Пожарского, 2012. 393 с.
17. Красносельцев Н.Ф. Древние толкования литургии как источник ее истории // Сведения о некоторых литургических рукописях Ватиканской библиотеки. Казань: Тип. Императорс. ун-та, 1885. С. 305–375.
18. Св. Герман Константинопольский. Сказание о Церкви и рассмотрение таинств / Вступ. ст. П.И. Мейендорфа; пер. и предисл. Е.М. Ломизе. М.: Мартис, 1995. 90 с.
19. Турилов А.А. Герман I: в средневековой славянской книжности // Православная энциклопедия. Т. 11. М.: Церков.-научн. центр «Православная энциклопедия», 2006. С. 257.
20. Павлов А. Номоканон при Большом требнике: Его история и тексты, греческий и славянский, с объяснительными и критическими примечаниями. М.: Тип. Г. Лисснера и А. Гешеля, преемн. Э. Лисснера и Ю. Романа, 1897. 520 с.
21. Завет мнихом уным в кельи житье // Невоструев К.И. Материалы для истории Русской Церкви. Т. 1. Харьков: Университ. тип., 1862 (прил. к журн. «Духовный вестник»). С. 23–25.
22. Алмазов А.И. Тайная исповедь в православной Восточной церкви: Опыт внешней истории: Исследования преимущественно по рукописям: В 3 т. Т. 1: Общий устав совершения исповеди. [2], IV, XVI, 596, IV с.; Т. 2: Специальные уставы, отдельные молитвословия и церковно-гражданские постановления, относящиеся к исповеди. [2], II, [2], 454, IV с.; Т. 3: Приложения. [2], IV, VI, [2], 296, [2], 90, XVIII, IV с. Одесса: Типо-лит. штаба Одесского военного округа, 1894.
23. Вершинин К.В. Об одном источнике Мерила Праведного и Кормчей // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2017. № 1. С. 5–8.
24. Полное собрание творений святого Иоанна Златоуста: В 12 т. СПб.: СанктПетерб. дух. академия, 1895–1906.
25. Блаженного Евсевия Иеронима, пресвитера Стридонского четыре книги толкований на Евангелие от Матфея: Пер. с лат. / Вступ. ст. И.Н. ГоленищеваКутузова. М.: Учеб.-информ. экуменический центр ап. Павла, 1998. 269 с.
26. Творения блаженного Феодорита, епископа Кирского. М.: Паломник, 2003. 717 с.
27. Библия сиречь книги Ветхого и Нового завета, на языке словенском. Острог: Тип. К.К. Острожского, 1581. 628 л.
28. Палея Толковая / Пер. с древнерус. А. Камчатнова. М.: Согласие, 2002. 648 с.
29. Кирилл Туровский. Кюрила епископа Туровьскаго сказание о черноризьчьстѣмь чину, от вьтхаго закона и новаго: оного образ носяща, а сего дѣлы съвьршающа // Труды Отдела древнерусской литературы. Т. 12. Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1956. С. 355–361.
30. Феофилакт, архиеп. Болгарский. Толкование на Евангелие от Матфея // Великие Минеи Четьи, собранные всероссийским митрополитом Макарием: Ноябрь, тетрадь 1, день 16. М.: Изд. Император. Археограф. комиссии, 1910. Стб. 2136–2380.
31. Пичхадзе А.А. К текстологии древнейшего перевода Толкового Евангелия Феофилакта Болгарского // Лингвистическое источниковедение и история русского языка 2010–2011: Сб. ст. М.: Древлехранилище, 2011. С. 5–29.
32. Thomson Fr.J. Addenda // Thomson Fr.J. The Reception of Byzantine Culture in Medieval Russia. Aldershot [etc.]: Ashgate, cop., 1999. P. 1–55.
33. Theophylactus Bulgariae archiep. Enarratio in Evangelium Matthaei // Patrologiae cursus completes / Ed. by J.-P. Migne, Τ. 123. P.: Garnier Frères, 1864. P. 143–488. (Series Greaca Prior)
34. Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 15: Перстъ – Подмышка. М.: Наука, 1989. 288 с.
35. Житие и подвиги преподобного Никона, ученика блаженного Сергия Чудотворца // Великие Минеи Четьи, собранные всероссийским митрополитом Макарием: Ноябрь, тетрадь 3, день 17–22. М.: Издание Императорской Археограф. комиссии, 1914. Стб. 2891–2912.
36. Euthymius Zigabenus. Evangelii secundum Matthaeum Enaratio // Migne J.-P., ed. Patrologiae cursus completes. P. 107–766. (Series Greaca Prior)
37. Евфимий Зигавин. Против сарацин (Догматическое всеоружие, 28 глава) / Пер. Е.П. Орехановой // Византийские сочинения об исламе (тексты переводов и комментарии) / Под ред. Ю.В. Максимова. М.: Изд-во ПСТГУ, 2012. С. 169–186.
Рецензия
Для цитирования:
Андрейчева М.Ю. Cемантика пояса в описании мусульман в Повести временных лет. Вестник РГГУ. Серия “Политология. История. Международные отношения.”. 2018;(4):91-105. https://doi.org/10.28995/2073-6339-2018-4-91-105
For citation:
Andreycheva, M.Yu. Semantics of belt in the description of Muslims in the Tale of Bygone Years. RSUH/RGGU Bulletin Series "Political Science. History. International Relations". 2018;(4):91-105. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2073-6339-2018-4-91-105