Cемантика пояса в описании мусульман в Повести временных лет


https://doi.org/10.28995/2073-6339-2018-4-91-105

Полный текст:


Аннотация

В статье анализируется сведение об отсутствии пояса на молящихся мусульманах, зафиксированное в Повести временных лет. Автор предлагает рассмотреть данное указание в контексте христианской символики пояса, отразившейся в византийских и древнерусских нарративных памятниках. В ходе исследования были выделены свидетельства древнерусской практики постоянного ношения пояса, действовавшей в качестве обязательного предписания как для монашествующих, так и для мирян. Данное правило было непосредственно связано с истолкованием пояса как значимого христианского символа. В статье рассматривается круг византийских и древнерусских экзегетических источников, в которых пояс получил богословское обоснование. Обнаруженные особенности восприятия пояса позволили выявить ключевые идеи его семантики, в основе которых лежали идеи и образы из текстов Священного Писания. Следовательно, препоясывание являлось символом конкретных добродетелей, а отказ от ношения пояса, по-видимому, указывал на их отсутствие. В заключении статьи автор подтверждает эту точку зрения, раскрыв подлинный смысл летописного упоминания о мусульманах через сопоставление с подобным свидетельством, обнаруженным в Толковании на Евангелие от Матфея свт. Феофилакта Болгарского.


Об авторе

М Ю. Андрейчева
Институт российской истории Российской академии наук
Россия

Марианна Ю. Андрейчева, кандидат исторических наук 

117292, Москва, ул. Дмитрия Ульянова, д. 19



Список литературы

1. Лаврентьевская летопись (Полное собрание русских летописей). Т. 1. М.: Языки славянской культуры, 2001. 762 с.

2. Шахматов А.А. Разыскания о русских летописях. М.: Академический проект, 2001. 880 с.

3. Приселков М.Д. История русского летописания XI–XV вв. СПб.: Дмитрий Буланин, 1996. 325 с.

4. Бугославский С.А. Текстология Древней Руси. Т. 1: Повесть временных лет. М.: Языки славянских культур, 2006. 312 с.

5. Баловнев Д.А. Сказание «О первоначальном распространении христианства на Руси»: Опыт критического анализа // Церковь в истории России. Сб. 4 / Отв. ред. В.М. Лавров. М.: ИРИ РАН, 2000. С. 5–46.

6. Гиппиус А.А. Крещение Руси в Повести временных лет: к стратификации текста // Древняя Русь: Вопросы медиевистики. 2008. № 3. C. 20–23.

7. Лихачев Д.С. Русские летописи и их культурно-историческое значение. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1947. 499 с.

8. Андрейчева М.Ю. Мусульмане, католики и иудеи в летописном рассказе о выборе веры князем Владимиром: образы и смыслы // Одиссей: Человек в истории. 2014: Ιmitatio Christi в религиозной культуре Средневековья и раннего Нового времени / Под общ. ред. А.О. Чубарьяна. М.: Наука, 2015. Вып. 25. С. 406–416.

9. Голубинский Е.Е. История русской церкви. Т. 1, ч. 1. М.: Имп. О-во истории и древностей рос. при Моск. ун-те, 1901. 968 с.

10. Nicolaus I PP. Epist. 99 (Responsa ad consulta Bulgarorum) / Ed. E. Perels // Epistola Karolini aevi. T. 4. Berolini, 1925. P. 568–600. (Monumenta Germaniae Historica. Epistolae. T. 6)

11. Мурашева В.В. Древнерусские ременные наборные украшения (XI–XIII вв.). М.: Эдиториал УРСС, 2000. 136 с.

12. Тимон-Рудковская М.М. Пояса и опоясывание в древнерусской письменной традиции XII–XV вв.: Семантика образа. Саарбрюкен: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. 162 с.

13. Титмар Мерзебургский. Хроника: В 8 кн. / Пер. с лат. И.В. Дьяконова. М.: Русская панорама, 2005. 419 с.

14. Книга потребник-требник. СПб.: Общество любителей древней письменности, 1878. 164 c.

15. Библия 1499 года и Библия в синодальном переводе. Т. 8: Деяния и послания апостолов. Апокалипсис. М.: Музей Библии, Издательский отдел МП, 1992. 512 с.

16. Афанасьева Т.И. Древнеславянские толкования на литургию в рукописной традиции XII–XVI вв.: Исследования и тексты. М.: Ун-т Дмитрия Пожарского, 2012. 393 с.

17. Красносельцев Н.Ф. Древние толкования литургии как источник ее истории // Сведения о некоторых литургических рукописях Ватиканской библиотеки. Казань: Тип. Императорс. ун-та, 1885. С. 305–375.

18. Св. Герман Константинопольский. Сказание о Церкви и рассмотрение таинств / Вступ. ст. П.И. Мейендорфа; пер. и предисл. Е.М. Ломизе. М.: Мартис, 1995. 90 с.

19. Турилов А.А. Герман I: в средневековой славянской книжности // Православная энциклопедия. Т. 11. М.: Церков.-научн. центр «Православная энциклопедия», 2006. С. 257.

20. Павлов А. Номоканон при Большом требнике: Его история и тексты, греческий и славянский, с объяснительными и критическими примечаниями. М.: Тип. Г. Лисснера и А. Гешеля, преемн. Э. Лисснера и Ю. Романа, 1897. 520 с.

21. Завет мнихом уным в кельи житье // Невоструев К.И. Материалы для истории Русской Церкви. Т. 1. Харьков: Университ. тип., 1862 (прил. к журн. «Духовный вестник»). С. 23–25.

22. Алмазов А.И. Тайная исповедь в православной Восточной церкви: Опыт внешней истории: Исследования преимущественно по рукописям: В 3 т. Т. 1: Общий устав совершения исповеди. [2], IV, XVI, 596, IV с.; Т. 2: Специальные уставы, отдельные молитвословия и церковно-гражданские постановления, относящиеся к исповеди. [2], II, [2], 454, IV с.; Т. 3: Приложения. [2], IV, VI, [2], 296, [2], 90, XVIII, IV с. Одесса: Типо-лит. штаба Одесского военного округа, 1894.

23. Вершинин К.В. Об одном источнике Мерила Праведного и Кормчей // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2017. № 1. С. 5–8.

24. Полное собрание творений святого Иоанна Златоуста: В 12 т. СПб.: СанктПетерб. дух. академия, 1895–1906.

25. Блаженного Евсевия Иеронима, пресвитера Стридонского четыре книги толкований на Евангелие от Матфея: Пер. с лат. / Вступ. ст. И.Н. ГоленищеваКутузова. М.: Учеб.-информ. экуменический центр ап. Павла, 1998. 269 с.

26. Творения блаженного Феодорита, епископа Кирского. М.: Паломник, 2003. 717 с.

27. Библия сиречь книги Ветхого и Нового завета, на языке словенском. Острог: Тип. К.К. Острожского, 1581. 628 л.

28. Палея Толковая / Пер. с древнерус. А. Камчатнова. М.: Согласие, 2002. 648 с.

29. Кирилл Туровский. Кюрила епископа Туровьскаго сказание о черноризьчьстѣмь чину, от вьтхаго закона и новаго: оного образ носяща, а сего дѣлы съвьршающа // Труды Отдела древнерусской литературы. Т. 12. Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1956. С. 355–361.

30. Феофилакт, архиеп. Болгарский. Толкование на Евангелие от Матфея // Великие Минеи Четьи, собранные всероссийским митрополитом Макарием: Ноябрь, тетрадь 1, день 16. М.: Изд. Император. Археограф. комиссии, 1910. Стб. 2136–2380.

31. Пичхадзе А.А. К текстологии древнейшего перевода Толкового Евангелия Феофилакта Болгарского // Лингвистическое источниковедение и история русского языка 2010–2011: Сб. ст. М.: Древлехранилище, 2011. С. 5–29.

32. Thomson Fr.J. Addenda // Thomson Fr.J. The Reception of Byzantine Culture in Medieval Russia. Aldershot [etc.]: Ashgate, cop., 1999. P. 1–55.

33. Theophylactus Bulgariae archiep. Enarratio in Evangelium Matthaei // Patrologiae cursus completes / Ed. by J.-P. Migne, Τ. 123. P.: Garnier Frères, 1864. P. 143–488. (Series Greaca Prior)

34. Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 15: Перстъ – Подмышка. М.: Наука, 1989. 288 с.

35. Житие и подвиги преподобного Никона, ученика блаженного Сергия Чудотворца // Великие Минеи Четьи, собранные всероссийским митрополитом Макарием: Ноябрь, тетрадь 3, день 17–22. М.: Издание Императорской Археограф. комиссии, 1914. Стб. 2891–2912.

36. Euthymius Zigabenus. Evangelii secundum Matthaeum Enaratio // Migne J.-P., ed. Patrologiae cursus completes. P. 107–766. (Series Greaca Prior)

37. Евфимий Зигавин. Против сарацин (Догматическое всеоружие, 28 глава) / Пер. Е.П. Орехановой // Византийские сочинения об исламе (тексты переводов и комментарии) / Под ред. Ю.В. Максимова. М.: Изд-во ПСТГУ, 2012. С. 169–186.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Андрейчева М.Ю. Cемантика пояса в описании мусульман в Повести временных лет. Вестник РГГУ. Серия “Политология. История. Международные отношения.”. 2018;(4):91-105. https://doi.org/10.28995/2073-6339-2018-4-91-105

For citation: Andreycheva, M.Y. Semantics of belt in the description of Muslims in the Tale of Bygone Years. RSUH/RGGU Bulletin Series "Political Science. History. International Relations". 2018;(4):91-105. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2073-6339-2018-4-91-105

Просмотров: 94

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6339 (Print)