Preview

Вестник РГГУ. Серия “Политология. История. Международные отношения.”

Расширенный поиск

≪Общая методология гуманитарных наук≫ Н.И. Кареева и преподавание методологии истории в высшей школе: диахронический и синхронический контекст

https://doi.org/10.28995/2073-6339-2019-3-48-59

Аннотация

Цель статьи – исследование диахронического и синхронического интеллектуального контекста написания одной из последних монографий историка, социолога, методолога науки Николая Ивановича Кареева (1850–1931) ≪Общая методология гуманитарных наук≫. Работа была написана в конце 1910-х – начале 1920-х гг. и не была издана в силу цензурных ограничений. Черновики и типографские гранки монографии хранятся в личном фонде Н.И. Кареева в Научно-исследовательском Отделе рукописей Российской государственной библиотеки. ≪Общая методология гуманитарных наук≫ резюмирует методологические изыскания ученого и одновременно является учебным курсом, написанным для факультета общественных наук постреволюционного Петроградского университета. Текст курса удачно вписывается и в новые практики преподавания гуманитарных дисциплин в реформированных вузах (факультеты общественных наук), и в проблемное поле методологических поисков ≪старой профессуры≫, продолжающих, с одной стороны, их дореволюционные исследования, а с другой – столкнувшихся с ≪кризисом метода≫ в гуманитарной научной мысли. Авторы статьи обращаются к традиции преподавания методологии истории, обозначенной в работах как предшественников Н.И. Кареева – А.С. Лаппо-Данилевского, К.Н. Бестужева-Рюмина, В.И. Ламанского и др., так и его современников – П.А. Сорокина, Л.П. Карсавина, С.Л. Франка, Р.Ю. Виппера. Делается вывод о том, что, несмотря на то, что книга Н.И. Кареева оригинальна, она отсылает, скорее, к сциентистским установкам XIX в., чем соответствует теоретико-методологическим поискам периода кризиса позитивизма.

Об авторах

А. В. Малинов
Санкт-Петербургский государственный университет; Социологический институт – филиал ФНИСЦ РАН
Россия
Алексей В. Малинов, доктор философских наук, профессор, 199034, Россия,
г. Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7/9


Е. А. Долгова
Российский государственный гуманитарный университет
Россия
Евгения А. Долгова, кандидат исторических наук, ГСП-3, 125993, Россия, г. Москва, Миусская пл., д. 6


Список литературы

1. Долгова Е.А. Из истории издания работы Н.И. Кареева «Общая методология гуманитарных наук» (1922–1924) // Вестник архивиста. 2012. № 1. С. 239–245.

2. Безлепкин Н.И. Историософская традиция в истории отечественной мысли // Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология. 2018. Т. 34. Вып. 2. С. 151–164.

3. Мотовникова Е.Н. К истории развития понятия типа (и типологического метода) в методологических работах Н.И. Кареева // Studia Culturae. 2018. Вып. 2 (36). С. 60–70.

4. Куприянов В.А. Россия и Европа в раннем и позднем славянофильстве (А.С. Хомяков и В.И. Ламанский) // Соловьевские исследования. 2018. № 2 (58). С. 21–33.

5. Тихонов В.В. Московская и петербургская школы «русских историков» в контексте дихотомии «Москва-Петербург» (конец XIX – начало XX в.) // Люди и тексты: Исторический альманах. 2012. № 2. С. 344–378.

6. Барышков В. Органическое самосознание культурной эпохи // Философский политологический журнал международного центра изучения русской философии. 2017. Вып. 2. С. 65–76. DOI: https://doi.org/10.31119/phlog.2017.2.6


Рецензия

Для цитирования:


Малинов А.В., Долгова Е.А. ≪Общая методология гуманитарных наук≫ Н.И. Кареева и преподавание методологии истории в высшей школе: диахронический и синхронический контекст. Вестник РГГУ. Серия “Политология. История. Международные отношения.”. 2019;(3):48-59. https://doi.org/10.28995/2073-6339-2019-3-48-59

For citation:


Malinov A.V., Dolgova E.A. "The General methodology of the Humanities" by Nikolay Kareev and teaching methodology of history in high school: diachronic and synchronic context. RSUH/RGGU Bulletin Series "Political Science. History. International Relations". 2019;(3):48-59. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2073-6339-2019-3-48-59

Просмотров: 218


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6339 (Print)