Проблема интернет-зависимости в свете классических теорий массовой коммуникации

Полный текст:


Аннотация

Новые медиа, в особенности Интернет, развивающиеся быстрыми темпами, не только изменяют образ жизни людей, но и существенно трансформируют всю систему взаимоотношений между индивидами, медиа и обществом. На протяжении нескольких десятков лет исследования этих взаимосвязей строятся на солидной теоретической платформе - теории обретения пользы и удовлетворения и теории зависимости от медиасистемы. Интернет-зависимость обычно концептуализируется как зависимая переменная в форме избыточного и неконтролируемого взаимодействия с медиа, и особенно в плане продолжительности контакта. В новой информационной среде отношения зависимости от медиа становятся более разнообразными, поскольку аудитория вовлекается в производство и распространение информации. В статье предпринимается попытка обобщить результаты исследований зависимости от новых медиа, базирующихся на указанных теоретических основаниях.

Об авторе

Геннадий Петрович Бакулев
Всероссийский государственный университет кинематографии им. С.А. Герасимова
Россия


Список литературы

1. Katz E., Blumler J.G., Gurevitch M. Uses and gratifications research // Public Opinion Quarterly. 1973-1974. Vol. 37. P. 509-523.

2. Cho Y. New Media Uses and Dependency Effect Model: Exploring the Relationship Between New Media Use Habit, Dependency Relation, and Possible Outcomes: A Dissertation for the degree of Doctor of Philosophy. New Brunswick, NJ, 2009 [Электронный ресурс] // Rutgers University Community Repository. URL: https://rucore.libraries.rutgers.edu/rutgers-lib/25730/pdf/1 (дата обращения: 30.08.2014).

3. Ball-Rokeach S.J. A Theory of Media Power and a Theory of Media Use: Different Stories, Questions, and Ways of Thinking // Mass Communication and Society. 1998. Vol. № 1 (1). P. 16.

4. DeFleur M.L., Ball-Rokeach S. Theories of Mass Communication. 4th ed. White Plains, N. Y.: Longman, 1989.

5. Ball-Rokeach S.J., Rokeach M., Grube J.W. The Great American Values Test: Influencing Behavior and Belief Through Television. N. Y.: The Free Press, 1984.

6. Ball-Rokeach S.J., DeFleur M.L. A Dependency Model of Mass-Media Effects // Communication Research. 1976. Vol. № 3 (1). P. 3.

7. Riffe D., Lacy S., Varouhakis M. Media System Dependency Theory and Using the Internet for In-Depth, Specialized Information (The Web Journal of Mass Communication Research. 2008. Vol. 11. Jan.) // Ohio University [Электронный ресурс]. URL: http://www.scripps.ohiou.edu/wjmcr/vol11/ (дата обращения: 30.08.2014).

8. Jackob N., Edmund G. No Alternatives? The Relationship Between Perceived Media Dependency, Use of Alternative Information Sources, and General Trust in Mass Media // International Journal of Communication. 2010. Vol. 4. P. 591.

9. Stroud N.J. Media Use and Political Predispositions: Revisiting the Concept of Selective Exposure // Political Behavior. 2008. Vol. 30. P. 342.

10. Tsfati Y., Cappella J.N. Do People Watch What They Do not Trust?: Exploring the Association Between News Media Skepticism and Exposure // Communication Research. 2003. № 30 (5). P. 518.

11. De Waal E., Schönbach K., Lauf E. Online Newspapers: A Substitute or Complement for Print Newspapers and other Information Channels? // Communication. 2005. Vol. 30 (1). P. 69.

12. Haack S. Defending Science - Within Reason: Between Scientism and Cynicism. N. Y.: Prometheus Books, 2006.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Бакулев Г.П. Проблема интернет-зависимости в свете классических теорий массовой коммуникации. Вестник РГГУ. Серия “Политология. История. Международные отношения.”. 2015;(1):21-29.

For citation: Bakulev G. Internet addiction in the context of mass communication theory. RSUH/RGGU Bulletin Series "Political Science. History. International Relations". 2015;(1):21-29. (In Russ.)

Просмотров: 79

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6339 (Print)