Preview

Вестник РГГУ. Серия “Политология. История. Международные отношения.”

Расширенный поиск

«Честолюбивые виды на власть в государстве»: образ Генриха де Гиза в российских и французских школьных учебниках XIX – начала XX в.

https://doi.org/10.28995/2073-6339-2021-1-62-73

Аннотация

В статье предпринята попытка сравнительного анализа образов одного из ключевых персонажей эпохи Гражданских (религиозных) войн во Франции, Генриха де Гиза, в школьных учебниках XIX – начала XX в. Источниками исследования стали несколько учебников для разных образовательных ступеней, изданных во Франции и в России в эту эпоху. Делается вывод о том, что учебная литература способствовала закреплению в коллективном сознании «черной легенды» о герцоге де Гизе. Он изображался антагонистом не только последних Валуа, но и будущего монарха Генриха IV, который в европейской исторической культуре традиционно воплощал политику толерантности и прогресса. При этом, в рамках либерально-республиканского дискурса образ Генриха де Гиза был неустойчивым. Сложившееся в исторической науке представление о противоречиях его деятельности и характера отразилось на его образе в учебной литературе. Меняющийся политический контекст и развитие исторических исследований предопределили некоторую эволюцию представлений о нем как во Франции, так и в России и стремление к большей объективности в учебниках конца XIX – начала XX в. Однако основные черты его образа стались неизменными.

Об авторе

М. В. Кущева
Российский государственный гуманитарный университет
Россия

Марина В. Кущева, учитель Предуниверсария

125993, Москва, Миусская пл., д. 6



Список литературы

1. Бовыкин 2014 – Бовыкин Д.Ю. Французская революция XVIII в. в школьных учебниках России // Французский ежегодник 2014: Жизнь двора во Франции от Карла Великого до Людовика XIV / Под ред. А.В. Чудинова и Ю.П. Крыловой. М.: ИВИ РАН, 2014. С. 340–360.

2. Гладышев 2010 – Гладышев А.В. Формирование исторической памяти: школьные учебники и Французская революция // История и историческая память / Под ред. А.В. Гладышева. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2010. Вып. 2. С. 30–60.

3. Князев 2019 – Князев Е.А. История зарубежного образования и педагогики: Учеб. пособие для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2019. 320 с.

4. Князев 2020 – Князев Е.А. История отечественного образования и педагогики: Учеб. пособие для вузов. М.: Юрайт, 2020. 237 с.

5. Козлов 2013 – Козлов С. Эволюция французской образовательной модели в XIX веке [Электронный ресурс] // Отечественные записки. 2013. № 4 (55). URL: https://strana-oz.ru/2013/4/evolyuciya-francuzskoy-obrazovatelnoy-modeliv-xix-veke (дата обращения 12 октября 2020).

6. Посконин 1989 – Посконин В.С. Французская революция в учебниках школ Франции // Новая и новейшая история. 1989. № 3. С. 200–207.

7. Уваров 2015 – Уваров П.Ю. Между «Ежами» и «Лисами». Заметки об историках. М.: Новое литературное обозрение, 2015. 280 с.

8. Франк 2014 – Франк А.В. Р.Ю. Виппер и развитие школьного исторического образования в первой трети XX века // Сибирский педагогический журнал. 2014. № 2. C. 150–154.

9. Lecuir 1984 – Lecuir J. Manuels scolaires et mémoire historique: réflexion autour d’un sondage // Enseigner l’histoire: des manuels à la mémoire: travaux du Colloque Manuels d’histoire et mémoire collective, UER de didactique des disciplines, Université de Paris 7. Berne: P. Lang, 1984. P. 217–225.


Рецензия

Для цитирования:


Кущева М.В. «Честолюбивые виды на власть в государстве»: образ Генриха де Гиза в российских и французских школьных учебниках XIX – начала XX в. Вестник РГГУ. Серия “Политология. История. Международные отношения.”. 2021;(1):62-73. https://doi.org/10.28995/2073-6339-2021-1-62-73

For citation:


Kushcheva М.V. “Ambitious aspirations for power in the state”. Image of Henry, Duke of Guise in Russian and French schoolbooks of the 19th – early 20th century. RSUH/RGGU Bulletin Series "Political Science. History. International Relations". 2021;(1):62-73. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2073-6339-2021-1-62-73

Просмотров: 114


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6339 (Print)