Preview

Вестник РГГУ. Серия “Политология. История. Международные отношения.”

Расширенный поиск

Политика Латвии в отношении образования на русском языке

https://doi.org/10.28995/2073-6339-2021-3-134-146

Аннотация

В статье рассматривается развитие русскоязычного школьного образования в независимой Латвии с 1992 по 2020 г., а также процесс реформирования данной системы официальными властями. На момент провозглашения независимости и выхода из состава СССР в Латвии сложилась билингвальная система образования, позволявшая пройти обучение всех уровней (от детского сада до техникума и университета) как на латышском, так и на русском языках. Приход к власти в 1990-е гг. националистических кругов и восприятие советского периода как периода «оккупации» сделал невозможным сохранение русскоязычной школы в неизменном виде. Преобразования не заставили себя долго ждать – уже в 1995 г. были приняты поправки к закону об основной школе и гимназии, провозглашавшие необходимость введения в школах для национальных меньшинств нескольких предметов с преподаванием на латышском языке. Наиболее крупные реформы были осуществлены в 2004 г., когда старшее звено русскоязычных школ (10–12-й классы) было обязано обучаться в пропорции 60/40 – не менее 60% предметов на латышском языке, не более 40% – на русском. Второй комплекс реформ начал реализовываться в 2017 г., когда старшая школа (национальных меньшинств) целиком перешла на латышский язык обучения, а средняя школа – лишь частично. Латвийские власти объясняют необходимость данных реформ стремлением повысить уровень знания государственного языка среди национальных меньшинств, в первую очередь русскоязычных. Реформа продолжается и будет завершена лишь в 2021 г. Данная статья является первой попыткой осмысления реформы русской школы Латвии с учетом последних преобразований. В работе используются статистические данные общественных организаций и Министерства образования Латвии, а также источники на латышском языке, которые вводятся в научный оборот впервые.

Об авторе

К. А. Зверев
Костромской государственный университет
Россия

Кирилл А. Зверев, кандидат исторических наук

156005, Кострома, ул. Дзержинского, д. 17



Список литературы

1. Бухвалов, Плинер 2008 – Бухвалов В.А., Плинер Я.Г. Реформа школ нацменьшинств в Латвии: анализ, оценка, перспективы. Рига: Фонд Татьяны Жданок «Русской школе», Совет по образованию и культуре при ЗаПЧЕЛ, 2008. 71 с.

2. Зверев 2020 – Зверев К.А. Государственная историческая политика в современной Латвии // Проблемы национальной стратегии. 2020. № 1 (58). С. 163–177.

3. Зверев 2014 – Зверев К.А. Политика Эстонской Республики в отношении школьного образования на русском языке (1992–2007) // Ярославский педагогический вестник. 2014. № 4. Т. 1 (Гуманитарные науки). С. 112–115.

4. Лейшкалне 2005 – Лейшкалне Г.К. Русскоязычное население Латвии: проблемы интеграции в общество // Социологические исследования. 2005. № 9 (257). С. 86–90.

5. Полещук 2009 – Проблемы прав национальных меньшинств Латвии и Эстонии / Под ред. В.В. Полещука. М., 2009. 243 с.


Рецензия

Для цитирования:


Зверев К.А. Политика Латвии в отношении образования на русском языке. Вестник РГГУ. Серия “Политология. История. Международные отношения.”. 2021;(3):134-146. https://doi.org/10.28995/2073-6339-2021-3-134-146

For citation:


Zverev K.A. Latvian policy regarding Russian-language education. RSUH/RGGU Bulletin Series "Political Science. History. International Relations". 2021;(3):134-146. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2073-6339-2021-3-134-146

Просмотров: 137


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6339 (Print)