Этос научной деятельности на примере Манхэттенского проекта
https://doi.org/10.28995/2073-6339-2023-4-128-142
Аннотация
В статье рассматривается этос и мотивация ученых Манхэттенского проекта в рамках разработки ими ядерного оружия. Сведения эмпирического характера соотносятся с концепцией научного этоса Р.К. Мертона, а также концепцией поиска истины и ответственности ученого по Л.М. Дмитриевой. Основным источником являются воспоминания ведущих научных кадров Манхэттенского проекта. Статья состоит из трех разделов. В первой части исследования изучаются основные мотивационные стимулы для ученых, участвовавших в Манхэттенском проекте. В следующем разделе рассматривается соответствие действий ученых Манхэттенского проекта зарождавшейся в это же время концепции этоса науки Р.К. Мертона. В последней части статьи уточняются фундаментальные основы научного этоса при помощи концепции Л.М. Дмитриевой, выделяющей основные философско-этические направления соотношения истины и ответственности ученых, а также сопоставляются действия ученых Манхэттенского проекта с выделенными направлениями. В качестве итога исследования констатируется основной комплекс морально-этических норм в рамках научной деятельности, являвшихся доминантными для ученых-участников, но претерпевших глубокие изменения именно в ходе Манхэттенского проекта. Выводы исследования особенно актуальны в контексте усиливающейся международной напряженности и, на фоне этого, глубокого и постоянного участия научного сообщества в процессе непрерывного совершенствования как обычных средств поражения, так и оружия массового поражения.
Об авторе
И. А. РипакРоссия
Илья А. Рипак, аспирант
191060, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 1/3
Список литературы
1. Визгин 2005 – Визгин В.П. Этос ученого-ядерщика: истоки и формирование // Философия науки. Вып. 11: Этос науки на рубеже веков / Отв. ред. Л.П. Киященко. М.: Изд-во Ин-та философии РАН, 2005. С. 261–279.
2. Визгин 2008 – Визгин В.П. Возникновение ядерного этоса: «Мы и создавали такое оружие с единственной целью, чтобы его нельзя было применить» // Этос науки / Отв. ред. Л.П. Киященко, Е.З. Мирская. М.: Академия, 2008. С. 478–499.
3. Дмитриева 2004 – Дмитриева Л.М. Истина и ответственность ученых // Омский научный вестник. 2004. № 2. С. 5–10.
4. Мирская 2005 – Мирская Е.З. Р.К. Мертон и этос классической науки // Философия науки. Вып. 11: Этос науки на рубеже веков / Отв. ред. Л.П. Киященко. М.: Изд-во Ин-та философии РАН, 2005. С. 11–28.
5. Пинкер 2021 – Пинкер С. Лучшее в нас: почему насилия в мире стало меньше. М.: Альпина нон-фикшн, 2021. 948 с.
6. Merton 1973 – Merton R.K. The sociology of science. Theoretical and empirical investigations. Chicago: The University of Chicago Press, 1973. 606 p.
Рецензия
Для цитирования:
Рипак И.А. Этос научной деятельности на примере Манхэттенского проекта. Вестник РГГУ. Серия “Политология. История. Международные отношения.”. 2023;(4):128-142. https://doi.org/10.28995/2073-6339-2023-4-128-142
For citation:
Ripak I.A. Scientific activity’s ethos by the example of the Manhattan Project. RSUH/RGGU Bulletin Series "Political Science. History. International Relations". 2023;(4):128-142. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2073-6339-2023-4-128-142