Preview

Вестник РГГУ. Серия “Политология. История. Международные отношения.”

Расширенный поиск
№ 2 (2023)
Скачать выпуск PDF

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ: ИСТОРИЯ, ИСТОРИОГРАФИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ

12-22 180
Аннотация

Широко распространенное восприятие Карибского кризиса как неудачи для Советского Союза умалчивает тот важный успех, который был достигнут Москвой. Победой Н.С. Хрущева стал вывод с территории Турции американских ракет «Юпитер». Поддавшись требованию Джона Кеннеди не предавать этот факт огласке, Хрущев тем самым решил судьбу своего будущего в советском руководстве. В течение трех последующих лет совместные французско-израильские разработки ядерного оружия и ракетных систем доставки стали явной угрозой восполнить пробел, образовавшийся из-за ряда договоров по ядерным вооружениям между западными странами. Эти разработки были предметом постоянных опасений со стороны Советского Союза. Документы и мемуары, которые появились в первые годы после распада СССР и которые подверглись перекрестной проверке путем их сопоставления с американскими и израильскими источниками, свидетельствуют о желании и о неведомых до этого момента особенностях реакции Советов, когда в конце 1965 г. авторитетный источник подтвердил, что, несмотря на изменения в политической жизни страны и давление США, Израиль был на пороге создания ядерного оружия. Это вызвало еще более настоятельную необходимость принятия Москвой решения по региональному вопросу в пользу поддержки арабского нападения на Израиль. И это привело к той ситуации, которую по целому ряду аспектов можно представить как зеркальное отображение Кубинского кризиса. С Египтом был разработан совместный план, чтобы спровоцировать Израиль атаковать первым, что могло бы легитимировать советское военное вторжение для «оказания помощи жертвам агрессии» и тем самым обеспечить поражение Израиля. Провокационные действия включали облеты израильского атомного объекта современными советскими самолетами; результатом вторжения должно было стать нацеливание на объект стратегических бомбардировщиков. Крах этого плана в Шестидневной войне в июне 1967 г. определил облик Ближнего Востока, а также политику Советского Союза на десятилетия вперед – и это было хотя и косвенным, но явным последствием Карибского кризиса.

23-33 267
Аннотация

Статья посвящена анализу современной англоязычной историографии Карибского кризиса 1962 г. В статье представлены мнения историков из США, Канады, Великобритании и Австралии. Выбор стран обусловлен тем, что там в последние десятилетия было опубликовано значительное количество работ, посвященных рассматриваемой проблеме. Проанализированы позиции «традиционалистов», критикующих действия Н.С. Хрущева, «ревизионистов», негативно оценивающих внешнюю политику США в этот период, которая, по их мнению, главным образом способствовала развязыванию кризиса. Также в статье освещаются ряд других вопросов, связанных с Карибским кризисом: участие в событиях Великобритании, Канады, Австралии; роль в разрешении конфликта Генерального секретаря ООН У Тана; необходимость расширения хронологических рамок кризиса; общественные настроения; анализируются рассекреченные магнитофонные записи ExComm (органа, состоявшего из правительственных должностных лиц, созданного для консультирования Дж. Кеннеди во время Карибского кризиса). Автор приходит к выводу, что дискуссия в отношении Карибского кризиса в историографии должна способствовать увеличению числа публикаций и решению ранее недостаточно изученных вопросов, связанных с конфликтом 60-летней давности, в том числе с противоположных позиций.

34-41 132
Аннотация

Статья посвящена изучению становления и развития института российских военно-морских агентов в Германии на рубеже XIX–XX вв. и его влиянию на русско-германские отношения в военно-морской сфере. Были выявлены изменения в подходе к назначению российских военно-морских атташе в Германии, что прямым образом сказалось на качестве и эффективности работы российских военно-морских агентов. Источниковую базу исследования составляют документы Главного морского штаба и личного фонда адмирала Ф.В. Дубасова из коллекции Российского государственного архива военно-морского флота (РГА ВМФ). Автор приходит к выводу, что российские военно-морские агенты в Германии на рубеже XIX–XX вв. получили представительские функции в ущерб своей основной деятельности, что существенным образом сказалось на качестве работы российских военно-морских агентов.

42-59 288
Аннотация

Развитие цифрового информационного пространства привело к возникновению угрозы онлайн-дезинформации. Различные акторы стремятся найти способы решения этой проблемы. В данной статье рассмотрен опыт Европейского союза (ЕС), предпринимающего действия по снижению влияния дезинформации на страны-члены. Эти действия основываются на идеях сотрудничества институтов ЕС с гражданским обществом и онлайн-платформами. Цель исследования – оценка вовлеченности различных причастных акторов (стейкхолдеров) в процесс решения проблемы дезинформации через систематизацию имеющихся программ и стратегий, отражающих подход ЕС и его отдельных институтов. Исследование основано на системном изучении эволюции политики ЕС, а также мультистейкхолдерном подходе при рассмотрении процесса борьбы с дезинформацией. В действиях ЕС были выявлены тенденция на закрепление отдельными институтами угрозы исключительно за внешними акторами, повышенный акцент на самоуправляемость платформ, а также отсутствие четких механизмов контроля за реализацией принятых планов. Параллельно негативное влияние дезинформации начинает признаваться в смежных сферах и политиках ЕС (кибербезопасность, образование и др.). Обозначенные в статье трудности и перспективы ЕС в борьбе с дезинформацией позволяют выделить важный для других акторов опыт, а также установить стратегическое видение ЕС по решению информационных вызовов.

СТРАНЫ И РЕГИОНЫ МИРА: ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ И МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

60-69 176
Аннотация

В работе проанализировано влияние Карибского кризиса на современные американо-кубинские отношения. Безусловно масштаб и историческое значение этого события столь велики, что не оставить свой след и не повлиять на все дальнейшее развитие конфликта между США и Кубой оно попросту не могло. Однако при более пристальном внимании влияние ракетного кризиса 1962 г. отражается далеко не в тех аспектах, о которых обычно принято говорить, а в более фундаментальных (пусть и не самых долговечных) проявлениях. В очень общих чертах главное наследие Карибского кризиса проявляется в иррациональном, труднообъяснимом стремлении большой части американского истеблишмента, которых принято называть неоконсерваторами (или ястребами), ужесточить санкционную политику против Острова Свободы, хотя нормализация американо-кубинских отношений диктуется, казалось бы, здравым смыслом. Перейдя к полной нормализации и позволив наладить регулярные торгово-экономические связи, проявив великодушие и добрую волю, США оказались бы в более выгодном положении. Вводя раз за разом жесткие экономические санкции, не приводящие к разрешению конфликта, но пагубно сказывающиеся на уровне жизни простых граждан, Вашингтон ставит себя в весьма невыгодное положение.

СТРАНЫ И РЕГИОНЫ МИРА: ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ И МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

70-82 119
Аннотация

В статье рассматриваются канадско-американские отношения в премьерство Дж. Дифенбейкера в 1957–1963 гг. На основе анализа соответствующей источниковой и историографической базы автор статьи приходит к выводу о том, что личная неприязнь и взаимное непонимание между президентом США Дж. Кеннеди и премьер-министром Канады Дж. Дифенбейкером формировали характер канадско-американских отношений в 1961–1963 гг. Автор считает, что антиамериканизм Дж. Дифенбейкера в 1961–1963 гг. не имел под собой четкой идеологической основы и явился следствием ряда факторов, и прежде всего популизма премьер-министра Канады, а также плохих личных отношений с президентом США Дж. Кеннеди. Напротив, по мнению автора, в период 1957–1960 гг. антиамериканизм отсутствовал во внешнеполитических взглядах Дж. Дифенбейкера, и именно поэтому последний выступил сторонником тесного военного сотрудничества с США, что было реализовано в 1958 г. в заключении соглашения НОРАД. С точки зрения автора, канадско-американские отношения в 1957–1963 гг. прошли серьезную трансформацию – от консенсуса с Д. Эйзенхауэром до полного отсутствия понимания с Дж. Кеннеди. Последний не сумел найти необходимый подход к Дж. Дифенбейкеру. В свою очередь, руководствуясь во многом негативными эмоциями по отношению к Дж. Кеннеди, в период Карибского кризиса Дж. Дифенбейкер не сделал ничего, чтобы выполнить свои союзнические обязательства по отношению к США. Автор подчеркивает, что в ухудшении канадско-американских отношений в 1961–1963 гг. виноваты обе стороны.

70-82 44
Аннотация

В статье рассматриваются канадско-американские отношения в премьерство Дж. Дифенбейкера в 1957–1963 гг. На основе анализа соответствующей источниковой и историографической базы автор статьи приходит к выводу о том, что личная неприязнь и взаимное непонимание между президентом США Дж. Кеннеди и премьер-министром Канады Дж. Дифенбейкером формировали характер канадско-американских отношений в 1961–1963 гг. Автор считает, что антиамериканизм Дж. Дифенбейкера в 1961–1963 гг. не имел под собой четкой идеологической основы и явился следствием ряда факторов, и прежде всего популизма премьер-министра Канады, а также плохих личных отношений с президентом США Дж. Кеннеди. Напротив, по мнению автора, в период 1957–1960 гг. антиамериканизм отсутствовал во внешнеполитических взглядах Дж. Дифенбейкера, и именно поэтому последний выступил сторонником тесного военного сотрудничества с США, что было реализовано в 1958 г. в заключении соглашения НОРАД. С точки зрения автора, канадско-американские отношения в 1957–1963 гг. прошли серьезную трансформацию – от консенсуса с Д. Эйзенхауэром до полного отсутствия понимания с Дж. Кеннеди. Последний не сумел найти необходимый подход к Дж. Дифенбейкеру. В свою очередь, руководствуясь во многом негативными эмоциями по отношению к Дж. Кеннеди, в период Карибского кризиса Дж. Дифенбейкер не сделал ничего, чтобы выполнить свои союзнические обязательства по отношению к США. Автор подчеркивает, что в ухудшении канадско-американских отношений в 1961–1963 гг. виноваты обе стороны.

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ

83-104 251
Аннотация

Статья посвящена влиянию Карибского кризиса на внутреннюю и внешнюю политику, а также на трансформацию политической культуры ФРГ в 1960-е гг. Она основана на широком круге источников, включая материалы в немецкой прессе, а также акты разведки BND и стенограммы переговоров между канцлером К. Аденауэром и представителями США во время острой фазы конфликта вокруг Кубы (опубликованы в 2012 г.). Автор рассматривает взаимосвязь между Карибским кризисом и «делом журнала Der Spiegel» внутри ФРГ и приходит к выводу, что эти события, развиваясь параллельно, стали важным фактором поляризации политических элит в Западной Германии. В то время как «партия холодной войны» вокруг К. Аденауэра стремилась к эскалации напряженности и предотвращению сближения между Москвой и Вашингтоном, «партия разрядки» ратовала за новое позиционирование ФРГ на мировой арене как посредника между Востоком и Западом. Таким образом, Карибский кризис стал поворотным моментом в выработке «новой восточной политики», которую Бонн реализовал в 1970-е гг. при канцлере В. Брандте. Кроме того, автор приходит к заключению, что «кубинский шок» следует рассматривать как пролог к «движению 1968 года», которое привело к «новому основанию ФРГ» на началах леволиберальной идеологии и критического отношения к нацистскому прошлому.

105-116 291
Аннотация

Целью исследования является оценка специфики мемориального позиционирования Карибского кризиса и связанных с ним событий в видеоиграх США. Работа проведена на основе обращения к кейсу видеоигры Call of Duty: Black Ops. Методология исследования построена на комбинации дескриптивного анализа и кейс-стади. Автор приходит к выводу, что мемориальный режим игры Call of Duty: Black Ops предполагает контекстуально, что действия Соединенных Штатов накануне и в период Карибского кризиса предстают рационально и морально обоснованными, в то время как Советский Союз и власти Кубы выступали в качестве источника значимых рисков и угроз и для Америки, и для самого народа Кубы. При этом противозаконные де факто действия властей США фактически легитимируются за счет фонового нарратива, преимущественно выраженного вне текстовой формы, посредством деятельностного подхода и формирования контекста восприятия. Создатели игры, по сути, воспроизводят мемориальный нарратив, традиционный для описания Карибского кризиса в американской массовой культуре, который, помимо прочего, предполагает легитимацию ряда праворадикальных политических группировок из Латинской Америки.

КНИЖНАЯ ПОЛКА



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6339 (Print)