Историческое знание и профессиональное гуманитарное образование

Полный текст:


Аннотация

В статье рассматриваются модели интеграции исторического знания и существующих практик профессиональной подготовки гуманитариев. Авторы исходят из представления о гуманитаристике как сфере, принципиально ориентированной на историзм в науке и историческое мышление в образовании. Анализируется современный научный контекст, в последние десятилетия характеризующийся многочисленными «поворотами» и тенденцией к междисциплинарности. Выдвигается идея о том, что на сегодняшний день является актуальным не столько введение истории как предмета в программы подготовки гуманитариев, сколько трансформация самой гуманитарной предметности на основе принципа историзма.


Об авторах

А. Б. Безбородов
Российский государственный гуманитарный университет.
Россия
Безбородов Александр Борисович – доктор исторических наук, профессор, и. о. ректора, директор Историко-архивного института.


А. В. Корчинский
Российский государственный гуманитарный университет.
Россия
Корчинский Анатолий Викторович – кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и истории гуманитарного знания историко-филологического факультета Института филологии и истории.


О. В. Павленко
Российский государственный гуманитарный университет.
Россия
Павленко Ольга Вячеславовна – кандидат исторических наук, доцент, проректор по научной работе РГГУ; заведующая кафедрой зарубежного регионоведения и внешней политики факультета международных отношений и зарубежного регионоведения Историко-архивного института.


П. П. Шкаренков
Российский государственный гуманитарный университет.
Россия
Шкаренков Павел Петрович – доктор исторических наук, профессор, проректор по непрерывному образованию РГГУ; заведующий кафедрой истории древнего мира.


Список литературы

1. Копосов Н.Е. Как думают историки. М., 2001. С. 284–294; Кукарцева М.А. Лингвистический поворот в историописании: эволюция, сущность и основные принципы // Вопросы философии. 2006. № 4. С. 44–55; Репина Л.П. Вызов постмодернизма и перспективы новой культурной и интеллектуальной истории // Одиссей: Человек в истории, 1996. М., 1996. С. 25–38.

2. Мегилл А. Историческая эпистемология. М., 2007. С. 354–356; Бёрк П. Что такое культуральная история? М.: Высшая школа экономики, 2015.

3. Репина Л.П. Историческая наука на рубеже XX–XXI веков. М., 2011. С. 61–118.

4. Бёрк П. Указ. соч. С. 53–81.

5. Смирнов И.П. Кризис современности. М., 2010. С. 176–203.

6. Сошлемся на обсуждение положения в современной филологии: Козлов С. Осень филологии // Новое литературное обозрение. 2011. № 110. С. 15–22; Десять отзывов на статью Сергея Козлова // Новое литературное обозрение. 2011. № 110. С. 23–114.

7. См., например: Персональность: Язык философии в русско-немецком диалоге / под ред. Н.С. Плотникова, А. Хаардта. М., 2007.

8. Атнашев Т., Велижев М. «Conteхt is king»: Джон Покок – историк политических языков // Новое литературное обозрение. 2015. Т. 134. № 4. С. 21–44.

9. Историзм изначально был присущ всем формам гуманитарного знания. Например, традиционная филология всегда была исторической наукой о текстах, культурология возникла из исторических исследований культуры и т. д.

10. Троицкий Ю.Л. Понимание текста как базовая компетенция // В поисках смыслов и ценностей: Сб. науч. статей // На путях к новой школе: спец. выпуск. М., 2014. С. 27–29; Он же. Эго-история // Теория и методология исторической науки: Терминологический словарь. М., 2014. С. 541–543; Образовательные системы современной России: Справочник / под ред. Ю.Л. Троицкого. М.: РГГУ, 2010.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Безбородов А.Б., Корчинский А.В., Павленко О.В., Шкаренков П.П. Историческое знание и профессиональное гуманитарное образование. Вестник РГГУ. Серия “Политология. История. Международные отношения.”. 2017;(4/2):290-299.

For citation: Bezborodov A., Korchinskiy A., Pavlenko O., Shkarenkov P. Historical knowledge and professional education in the Humanities. RSUH/RGGU Bulletin Series "Political Science. History. International Relations". 2017;(4/2):290-299. (In Russ.)

Просмотров: 84

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6339 (Print)