Preview

Вестник РГГУ. Серия “Политология. История. Международные отношения.”

Расширенный поиск

Циркуляры Министерства народного просвещения о нарушениях в средних образовательных учреждениях Российской империи в конце XIX – начале XX в.

https://doi.org/10.28995/2073-6339-2025-1-95-110

Аннотация

Статья посвящена изучению нарушений дисциплины и порядка в общеобразовательных средних учебных заведениях Российской империи на рубеже XIX–XX вв. В основе лежит изучение материалов циркулярных предписаний Министерства Народного просвещения с применением самых крайних мер лишения права на обучение в образовательных учреждениях страны. Проанализированы количественный и качественный состав нарушений, их динамика развития и взаимосвязь этого процесса с общеисторическими процессами в российском обществе в указанный период. Сделаны выводы о нарастании революционного кризиса в обществе на примере образовательной системы в определенных временных рамках, иллюстрирующих развитие социального кризиса в России в начале ХХ в. Рассмотрены пропорции политических, административных и уголовных преступлений в средних образовательных учреждениях страны. В статье сделаны наблюдения о религиозном, национальном и половом составе нарушителей в средних учебных заведениях на рубеже веков и указаны некоторые меры правительства по нормализации ситуации в обществе.

Об авторе

Е. В. Шандулин
Южный федеральный университет
Россия

Евгений В. Шандулин, кандидат исторических наук, доцент

344006, Россия, Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, д. 140



Список литературы

1. Любжин 2018 – Любжин А. Образовательные пилотные проекты эпохи Александра II // Тетради по консерватизму. 2018. № 3. С. 326–333.

2. Овчинникова, Козлова, Бозиев 2016 – Овчинникова А.В., Козлова Г.Н., Бозиев Р.С. Взаимоотношения власти и общества в сфере общего образования России второй половины XIX – начала ХХ в. // Педагогика. 2016. № 6. С. 89–99.

3. Пашкова 2011 – Пашкова Т.И. Учащиеся средних учебных заведений Петербурга в первые месяцы революции 1905 г. // Политическая история России XX в.: К 80-летию профессора Виталия Ивановича Старцева: Сборник научных трудов / ред.-сост. Б.Д. Гальперина, А.Б. Николаев. СПб., 2011, Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена. СПб., 2011, С. 93–104.

4. Пашкова 2014 – Пашкова Т.И. «Учительский бунт» (к истории волнений в Санкт-Петербургском Первом реальном училище в 1905–1906 гг.) // Вестник Пермского университета. Серия: «История». 2014. Вып. 3 (26). С. 132–142.

5. Перцев 2016 – Перцев В.В. Дореволюционная гимназия как воспитательная система // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. № 3. С. 41–45. URL: http://e-koncept.ru/2016/16047.htm (дата обращения 28 ноября 2024).

6. Хаминов 2022 – Хаминов Д.В. Система общего и высшего образования в Российской империи: принципы и направления государственной политики, нормативное регулирование и органы управления (историко-правовой аспект) // Вестник Томского государственного университета. 2022. № 474. С. 285–299.


Рецензия

Для цитирования:


Шандулин Е.В. Циркуляры Министерства народного просвещения о нарушениях в средних образовательных учреждениях Российской империи в конце XIX – начале XX в. Вестник РГГУ. Серия “Политология. История. Международные отношения.”. 2025;(1):95-110. https://doi.org/10.28995/2073-6339-2025-1-95-110

For citation:


Shandulin E.V. Circulars of the Ministry of Public Education on violations in secondary educational institutions of the Russian Empire in the late 19th – early 20th century. RSUH/RGGU Bulletin Series "Political Science. History. International Relations". 2025;(1):95-110. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2073-6339-2025-1-95-110

Просмотров: 23


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6339 (Print)