Влияние научного метода Дж. Дьюи на формирование метода исторических исследований китайских историков первой четверти ХХ в. на примере Ху Ши и Гу Цзегана
https://doi.org/10.28995/2073-6339-2025-5-35-47
Аннотация
В статье предпринята попытка установить обстоятельства опосредованного заимствования «научного метода» американского философа Дж. Дьюи китайским историком Гу Цзеганом. Ознакомившись с «методом» в изложении китайского ученого Ху Ши, который был учеником Дж. Дьюи, Гу Цзеган посчитал метод подходящим для применения в исторических исследованиях и заложил его в основу собственной гипотезы и подхода. Теория культурного трансфера М. Эспаня представляет теоретико-методологическую основу данного исследования. Анализ оригинального метода и обстоятельств его создания указывает на предполагаемое самим Дьюи универсальное применение данного метода, не ограниченное рамками научных изысканий. При наличии прямой отсылки Ху Ши на «научный метод» его собственное изложение на китайском языке не тождественно оригиналу, что можно сказать и об изложении Гу Цзеганом, который ссылается исключительно на китайского ученого. В заключении статьи сформулирован вывод о наличии косвенного влиянии «научного метода» на исторические исследования в республиканском Китае, а использование ссылок на концепции западных и более известных коллег скорее несло цель авторитетного подкрепления учеными своих собственных подходов.
Ключевые слова
Об авторе
С. Г. ПетроваРоссия
Сильвия Г. Петрова
125047 Россия, Москва, Миусская пл., д. 6, стр. 6
Список литературы
1. Киселев 2007 – Киселев В.А. Историко-философская концепция китайского философа-прагматика Ху Ши (1891–1962): автореф. дис. … канд. филос. наук. М., Российский ун-т дружбы народов (РУДН), 2007. 23 с.
2. Петрова 2021 – Петрова С.Г. «Послойное создание древней истории Китая»: метод и гипотеза Гу Цзегана // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2021. Т. 163. Кн. 6. С. 144–156.
3. Эспань 2018 – Эспань М. История цивилизаций как культурный трансфер. М.: Новое литературное обозрение, 2018. 816 с.
4. Cowles 2020 – Cowles H. The scientific method: An evolution of thinking from Darwin to Dewey. Cambridge, MA: Harvard University Press, 2020. 384 p.
5. Rudolph 2005 – Rudolph J.L. Epistemology for the masses: The origins of “the scientific method” in American schools // History of Education: Quarterly. 2005. Vol. 45. No. 3. Р. 341–376.
6. Лю Хуачу 2015 – 刘华初. 透过胡适对杜威实用主义的解读看中西文化差异 // 学术研究. 2015. 10期. 14–18頁 [Лю Хуачу. Рассмотрение различий между китайской и западной культурами через интерпретацию Ху Ши прагматизма Дьюи // Академические исследования. 2015. № 10. С. 14–18].
7. Ху Ши 2013 – 胡適. 胡適文集 (第2冊). 北京大學出版社, 2013. 頁518. [Ху Ши. Собрание сочинений. Т. 2. Пекин: Издательство Пекинского ун-та, 2013. 518 c.]
8. Ян Сюй 2017 – 杨旭. 杜威来中国原因及相关问题考略 // 当代教育科学. 2017. 11 期. 33–38頁 [Ян Сюй. Краткое исследование причин приезда Дьюи в Китай и связанных с этим вопросов // Современная педагогическая наука. 2017. № 11. С. 33–38].
Рецензия
Для цитирования:
Петрова С.Г. Влияние научного метода Дж. Дьюи на формирование метода исторических исследований китайских историков первой четверти ХХ в. на примере Ху Ши и Гу Цзегана. Вестник РГГУ. Серия “Политология. История. Международные отношения.”. 2025;(5):35-47. https://doi.org/10.28995/2073-6339-2025-5-35-47
For citation:
Petrova S.G. J. Dewey’s scientific method influence on Chinese historians’ research method in the early 20th century (Hu Shi and Gu Jiegang as an example). RSUH/RGGU Bulletin Series "Political Science. History. International Relations". 2025;(5):35-47. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2073-6339-2025-5-35-47















