Preview

Вестник РГГУ. Серия “Политология. История. Международные отношения.”

Расширенный поиск

Политико-культурные детерминанты «школьного чуда» в современной Финляндии

https://doi.org/10.28995/2073-6339-2025-5-90-112

Аннотация

В статье дается анализ основных характеристик современного школьного образования Финляндии, являющихся результатом целенаправленной государственной политики в этой сфере.

Главный принцип финского социального государства – это принцип равенства, стремление не допустить социально-классовых и социокультурных расколов в обществе, максимально гармонизировать отношения между различными социальными группами. В основе государственной политики Финляндии в сфере образования лежит глубоко укоренившееся как в правовой системе страны, так и в общественном сознании убеждение, что каждый гражданин страны имеет равное право на получение образования. Восхождение Финляндии на самый высокий уровень образования стало результатом ряда политических решений, сознательно принятых, продуманных и последовательно реализованных на протяжении длительного периода, а также факторов, обусловленных культурой и историей страны.

Использование методологии культурных изменений Г. Хофстеде позволяет обосновать вывод о том, что успех школьного образования этой страны связан с его соответствием ценностным ориентациям, культуре и традициям финского общества. Поэтому при применении его основных компонентов в иных общественных системах необходимо адаптировать их к политико-культурным особенностям каждой конкретной страны. 

Об авторе

В. В. Насонкин
Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы
Россия

Владимир В. Насонкин, доктор политических наук, профессор

117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6



Список литературы

1. Антюшина 2013 – Антюшина Н.М. Финляндия – мировой лидер системы образования // Современная Европа. 2013. № 4 (56). С. 46–53.

2. Бейзеров 2009 – Бейзеров В.А. Среднее образование Финляндии: уроки успеха // Образование в современной школе. 2009. № 2. С. 60–64.

3. Бражник, Бражник 2012 – Бражник Е.И., Бражник М.О. Опыт социального взаимодействия государства и общества в проведении школьных реформ в Финляндии // Непрерывное образование. 2012. № 2 (2). С. 108–113. URL: https://spbappo.ru/osnovnyye-svedeniya/nauchnaya-deyatelnost/zhurnal-nepreryvnoyeobrazovaniye (дата обращения 20.05.2025).

4. Бутова 2014 – Бутова В.А. Социально-экономические факторы влияния на качество школьного образования Финляндии // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 2 (7). С. 20–22.

5. Мачехина 2016 – Мачехина О.Н. Реформы общеобразовательных школ скандинавских стран // Педагогика. 2016. № 7. С. 89–96.

6. Подзолков, Шайденко, Володин 2017a – Подзолков В.Г., Шайденко Н.А., Володин Д.А. Школьное образование Финляндии в современном социальном контексте // Вестник Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. 2017. № 28 (47). С. 31–38.

7. Подзолков, Шайденко, Володин 2017b – Подзолков В.Г., Шайденко Н.А., Володин Д.А. Анализ этапов реформирования системы образования Финляндии в контексте социокультурных условий их осуществления // Вестник Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. 2017. № 29 (48). С. 25–33.

8. Прокулевич 2016 – Прокулевич Л.П. Общество равных возможностей уникальность системы школьного образования в Финляндии // Библиотечное дело. 2016. № 18 (276). С. 9–12.

9. Сальберг 2015 – Сальберг П. Финские уроки: История успеха реформ школьного образования в Финляндии. М.: Классика-ХХI. Арт-транзит. 2015. 240 с.

10. Син 2016 – Син Е.Е. Школьное образование Финляндии как феномен XXI в. // Известия Кыргызской академии образования. 2016. № 1 (37). С. 21–26.

11. Смирнова 2017 – Смирнова А.А. Проблематика мира и разрешения конфликтов в системе образования и работе с молодежью в Финляндии // StudArctic Forum. 2017. Т. 3. № 7. С. 31–40.

12. Стамболийска 2017 – Стамболийска И.В. Инновации в финской школе // Общество и образование в XXI веке: опыт, традиции, перспективы (Седьмые Лозинские чтения): материалы Международной научно-методической конференции. Т. 1. Ч. 1. Псков: Псковский государственный ун-т, 2017. С. 280–284.

13. Уокер 2018 – Уокер Т. Финская система обучения: Как устроены лучшие школы в мире. М.: Альпина Паблишер. 2018. 256 с.

14. Fukuyama 1995 – Fukuyama F. The primacy of culture // Journal of Democracy. Vol. 6. 1995. No. 1. P. 7–14.

15. Gorski, Zenkov 2014 – P., Zenkov K. L.; N.Y.: Taylor&Francis / Routledge, 2014. 188 p.

16. Hancock 2011 – Hancock L. Why are Finland’s schools successful? // Smithsonian Magazine. 2011. September. URL: https://www.smithsonianmag.com/innovation/why-are-finlands-schools-successful-49859555/#3cmDgJWH97fKUTLp.99 (дата обращения 20.05.2025).

17. Malone 2013 – Malone H. N.Y.: Teachers College Press, 2013. 160 p.

18. Minkov 2013 – Minkov M. Cross-cultural analysis. The science and art of comparing the world’s modern societies and their cultures. L.: SAGE Publications. 2013. 504 p.

19. OECD 2011 – Strong performers and successful reformers in education. Lessons from PISA for the United States. P.: OECD Publishing, 2011. URL: https://www.colourmylearning.com/wp-content/uploads/2012/11/USA_Lessons.pdf (дата обращения 20.05.2025).

20. Sahlberg 2015 – Sahlberg P. Finnish lessons 2.0: What can the world learn from educational change in Finland? N.Y.: Teachers College Press, 2015. 264 p.

21. Sahlberg, Doyle 2019 – Sahlberg P., Doyle W. Let the children play: How more play will save our schools and help children thrive. Oxford: Oxford University Press, 2019. 472 p.

22. Segall 2016 – Segall W. School reform in a global society. L.: Rowman & Littlefield Publishers, 2016. 272 p.

23. Tienken, Orlich 2013 – Tienken Ch., Orlich D. The school reform landscape: fraud, myth, and lies. N.Y.: R&L Education, 2013. 188 p.

24. Triandis, Gelfand 1998 – Triandis H., Gelfand M. Converging measurement of horizontal and vertical individualism and collectivism // Journal of Personality and Social Psychology, 1998. Vol. 74. No. 1. P. 118–128.

25. Tröhler, 2015 – Tröhler D., Th. Trajectories in the development of modern school systems: between the national and the global. L.; N.Y.: Routledge, 2015. 294 p.

26. Whittaker 1984 – Whittaker D. New schools for Finland: A study in educational transformation. Jyväskylä: Kasvatustieteiden tutkimuslaitos, 1984. 226 p. (Reports from the Institute for Educational Research)

27. Verdugo 2014 – Verdugo R. Educational reform in Europe. History, culture, and ideology. Charlotte: Information Age Publishing, 2014. 188 p.


Рецензия

Для цитирования:


Насонкин В.В. Политико-культурные детерминанты «школьного чуда» в современной Финляндии. Вестник РГГУ. Серия “Политология. История. Международные отношения.”. 2025;(5):90-112. https://doi.org/10.28995/2073-6339-2025-5-90-112

For citation:


Nasonkin V.V. The political and cultural determinants of the “school miracle” in modern Finland. RSUH/RGGU Bulletin Series "Political Science. History. International Relations". 2025;(5):90-112. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2073-6339-2025-5-90-112

Просмотров: 7


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6339 (Print)