МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ПРАКТИКА
Исследователи обращались к изучению концепции «справедливой войны», интервенции по мотивам гуманности в исторической перспективе, подвергали анализу оценки европейскими политиками, учеными середины XIX столетия права державы на интервенцию в иностранное государство с целью поддержки «принципа национальности». Однако понимание американскими современниками данного вопроса оставалось в основном вне поля зрения специалистов. В статье предпринята попытка проследить, как принцип интервенции воспринимался журналом “The United States Magazine and Democratic Review” в контексте национального движения в Старом Свете в 1840-е гг. Делается вывод о том, что издание уделяло значительное внимание национальным организациям итальянского, ирландского, польского и иных народов, высоко оценивало труды и деятельность американского правоведа, дипломата Г. Уитона. Конструировалась «миссия» помощи «угнетенным национальностям» посредством вооруженного вмешательства со стороны европейского государства, направленная на их политическое и национальное освобождение. Она связывалась колумнистами с идеологией. Право на интервенцию не ассоциировалось с проблемой распространения свободы на рабов. В целом эта воображаемая «миссия» отражала партийно-политические, секционные симпатии публицистов журнала, преимущественно радикальных демократов, последователей президента США Э. Джексона. «Мессианская» роль США в отношении народов Европы пока мыслилась главным образом как «миссия примера».
Статья продолжает единственное в отечественной историографии исследование современных чешско-австрийских отношений. Цель работы – изучить, как и почему претензии Австрии, связанные с событиями 1945–1946 гг., едва не помешали вхождению Чехии в ЕС и до сих пор осложняют двусторонние отношения. Для достижения этой цели применялись проблемно-хронологический и сравнительный методы исследования. Они помогли выявить моменты наибольшего обострения отношений и сравнить подходы сторон к проблеме. Двусторонние споры после 2007 г. изучаются впервые. После 1918 г. в Чехии остались миллионы судетских немцев, которые помогли А. Гитлеру уничтожить Чехословакию в 1938–1939 гг. В 1945–1946 гг. на основании «декретов Бенеша» немецкое население лишили имущества и выселили в Германию и Австрию. Споры с Германией Чехии удалось урегулировать, с Австрией – нет. В ходе переговоров о приеме Чехии в ЕС австрийцы не требовали вернуть судетским немцам утраченное имущество, но настаивали на отмене «декретов Бенеша». Чехия, напротив, полагала, что декреты отменять не следует, поскольку они являются неотъемлемой частью итогов Второй мировой войны. В итоге Евросоюз решил, что «декреты Бенеша» не могут помешать Чехии войти в ЕС. Но и после завершения процесса евроинтеграции Чехии Австрия продолжает требовать отмены декретов. Проблема приобрела общеевропейский масштаб и не решена до сих пор. Каждая из сторон в данном случае поставила принцип «национальной справедливости» выше общеевропейской солидарности, тем самым неоднократно проверяя ее на прочность.
Статья раскрывает содержание международной безопасности с точки зрения различных теоретических концепций и возможности построения устойчивой модели безопасности в постбиополярном мире. Анализируя закономерности формирования принципов международной безопасности, автор пытается определить, какие из ее теоретических концепций наиболее приемлемы в современных условиях и могут наилучшим образом способствовать преодолению турбулентности и неопределенностей мировой политики. Новизна исследования состоит в критическом осмыслении основных теоретических концепций безопасности и выявлении модели, которая бы отражала практический опыт прошлых десятилетий и учитывала интересы России.
СТРАНЫ И РЕГИОНЫ МИРА: ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ И МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
В XXI в. Германия последовательно стремится к увеличению своей роли в сфере международной безопасности. Отличительной чертой ее движения по данному пути является не только активное использование возможностей профильных международных структур (в первую очередь, НАТО, ЕС, ООН), но и развитие дву- и трехсторонних связей с государствами-партнерами. В статье рассматриваются взаимоотношения Германии с Австрией и Швейцарией в политико-военной области на современном этапе. Эта тема не нашла еще должного освещения в работах зарубежных и отечественных авторов. Основными методами исследования выступают сравнительный анализ и ивент-анализ, а методологической основой – теория строительства вооруженных сил. Отмечается, что объемы сотрудничества ФРГ с каждым из этих государств по всем ключевым направлениям резко возросли в 2016–2017 гг. Особое внимание уделяется формату D-A-CH (Германия – Австрия – Швейцария), запущенному в 2017 г. на уровнях министров обороны, генерал-инспекторов и руководителей военно-экспортных структур. Показываются внутриполитические причины временного спада в германо-австрийских отношениях в первой половине 2018 г. Исследуется характер и перспективы практического сотрудничества вооруженных стран немецкоязычного «треугольника», в том числе под эгидой ООН. Изучаются возможности трехстороннего взаимодействия в области строительства вооруженных сил и борьбы с киберугрозами. Швейцария и особенно Австрия заинтересованы в развитии военного сотрудничества с ФРГ как старшим партнером в условиях роста численности своих армий. В свою очередь, Германия стремится играть роль «рамочной нации» в деле комплектования группировок под эгидой ЕС, НАТО и ООН, в том числе с участием двух нейтральных стран с немецкоязычным населением.
Исследование посвящено актуальной теме в истории современной Европы и международных отношений. В связи с распадом Советского Союза и социалистической системы во внешнеполитических связях стран Центрально-Восточной Европы произошли серьезные изменения. За четыре месяца до прекращения существования Совета экономической взаимопомощи и Организации Варшавского договора в 1991 г. Польша, Венгрия и Чехословакия образовали Вышеградскую группу – первое объединение государств на европейском посткоммунистическом пространстве. Противоречия в военно-политической области в рассматриваемом регионе стали одним из факторов, оказавших деструктивное влияние на глобальную повестку безопасности, в том числе на процесс российско-американских переговоров по разоружению. Особое внимание в статье акцентируется на последствиях вступления стран Вышеградской группы в НАТО в 1999–2004 гг. и поэтапном развертывании национальной системы противоракетной обороны США. Проанализированы союзнические подходы США к странам Вышеградской группы, реализовывавшиеся, главным образом, через военно-стратегическую и оборонную повестку, – от момента распада социалистической системы до окончания президентского срока Дж. Буша-младшего, после которого планы создания системы ПРО в ЦВЕ подверглись коренному пересмотру. Одновременно автором предпринимается попытка оценить стратегическое положение России в регионе ЦВЕ на фоне его включения в систему евроатлантической безопасности и европейской интеграции. Новизна исследования определяется избранным ракурсом изучения внешнеполитического развития Вышеградской группы и стран, образующих ее, – через внутреннюю эволюцию подходов к безопасности США и НАТО, а также специфику их военно-политических интересов в данном регионе. Для решения поставленных задач и обработки разнообразных категорий источников были задействованы методы исторического исследования. Среди них – историко-генетический метод, использованный для выявления факторов и причин, повлиявших на выбор внешнеполитической ориентации центральноевропейских стран после ликвидации СЭВ и ОВД. Для изучения планов по развертыванию элементов ПРО США в странах рассматриваемого объединения в период президентства Дж. Буша-младшего применен нарративный метод.
В статье предпринимается попытка рассмотреть влияние геополитического фактора на внешнеэкономические связи Канады в 2014–2018 гг. Автор приходит к выводу о том, что канадские политические элиты свою внешнеэкономическую деятельность связывают прежде всего с теми государствами, которые объединены с ними в стратегические военно-политические альянсы. Характерным примером этого является Соглашение о свободной торговле с ЕС, заключенное консервативным правительством С. Харпера, а также Соглашение США, Мексики и Ка- нады, согласованное Канадой в первую очередь с США, своим главным союзником по НАТО. Данное исследование опирается на источниковую базу, состоящую из программных манифестов канадских либералов и консерваторов, выступлений Д. Трампа, а также анализ зарубежной и отечественной историографии по данной проблематике.
С обретением государственной независимости Республика Узбекистан получила возможность самостоятельно осуществлять свою внешнюю политику, особое место в которой занимают отношения с близким по духу государством – Азербайджанской Республикой. В статье прослеживаются основные этапы формирования правового фундамента двусторонних межгосударственных отношений. Автор показывает, что с 1991 г. проделана огромная работа в данной сфере, включая установление дипломатических отношений, открытие посольств, осуществление визитов на высшем уровне, в результате которых было подписано более 130 документов, способствующих развитию плодотворного сотрудничества двух государств в различных областях.
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ
Политическое пространство Евросоюза характеризуется переплетением кризисных процессов как на национальном, так и наднациональном, интеграционном уровне. К долговому кризису добавился кризис испанской государственности. Признаки сепаратизма обозначались и в других государствах ЕС. «Брексит» и баталии по финансово-бюджетным проблемам отягощают дополнительно политическое функционирование объединения. После принятия Лиссабонского договора в 2007 г. ожидалось его поступательное развитие, однако практика опрокинула эти ожидания. В таких условиях важным фактором стабильности выступает политическое состояние государств – членов ЕС. Но и здесь в последние годы наблюдается неоднородная эволюция. Своего рода «спусковым крючком» политического обострения в странах стал миграционный кризис, который потряс интеграционные основы ЕС. Данная статья посвящена результатам парламентских выборов в Германии в сентябре 2017 г. Эта страна занимает доминирующее положение в экономической системе и на политическом пространстве Евросоюза. Отсюда ее исключительная роль в преодолении кризисных явлений в ЕС, нахождении оптимально-компромиссных решений по их купированию и созданию предпосылок для стабильного функционирования объединения. Как показывает автор, итоги парламентских выборов стали необычным событием во всей послевоенной политической жизни ФРГ, свидетельствуя о том, что страна вступает в новую фазу политического развития, что не может не сказываться и на перспективах Евросоюза.
В начале прошлого столетия у власти в европейских странах оказались левые и правые политические течения, что явилось реакцией общества на вызванные Первой мировой войной процессы. В XXI в. мы снова наблюдаем в Центральной Европе смещение политического маятника, в частности в правую сторону. Разнообразные кризисы (последствия расширения ЕС на восток, финансовый, экономический, миграционный, демографический кризисы, кризис идентичности граждан стран – членов ЕС), сотрясающие Европейский союз, привели к тому, что на политической арене появились и стали быстро завоевывать умы европейцев право-популистские партии. Путем демократических выборов в парламенты европейских государств прошли националистические силы, выступающие за ужесточение миграционной политики. Такие настроения общества до последнего времени не были характерны для Европы, пережившей ужасы Второй мировой войны. В данной статье представлены результаты многофакторного анализа европейских процессов в контексте общемировых событий, в результате которых возросла поддержка правых популистов. Автор дает определение термина «популизм» и отделяет его правое крыло от левого, делает краткий экскурс в историю появления популистских партий на европейской политической сцене. В работе анализируются оценки европейских экспертов, рассматриваются причины того, что европейское общество сегодня поддерживает партии, которые раньше были вне политической игры и считались аутсайдерами, либо их вовсе не существовало. Среди таких причин выделяются и анализируются: глобализация, исламизация европейского общества, наступление эпохи постправды и фейков, эмоциональный дефицит европейцев и влияние общественного мнения, ускоренное развитие технологий, растущая демографическая проблема, вопрос о национальной идентичности.
Статья посвящена анализу дискурсов, посвященных Великой Отечественной / Второй мировой войне, в трех газетах Республики Молдова. Автор выявляет, какие тактики и стратегии используются в ее медийном поле в политической борьбе за историческую память, касающуюся тех периодов, придание значения которым влияет на современный (гео)политический выбор страны. Так, анализируемое русскоязычное издание апеллирует к теме объединенных героических усилий народов бывшего СССР и маркирует Молдову как дружественную России страну, подчеркивает ее включенность в постсоветское пространство. Исследуемые же румыноязычные издания включают Молдову в число восточноевропейских стран, пострадавших от тоталитарных коммунистических режимов. При этом 9 мая используется как ресурс для того, чтобы подчеркнуть актуальность проблемы взаимодействия с наследниками тоталитарных режимов, поскольку эта дата оказывается не Днем Европы, а днем победы русских. Однако, несмотря на представление позиций, конкурирующих друг с другом и зачастую дающих противоположную оценку истории, издания прибегают к одним и тем же стратегиям репрезентации прошлого Республики Молдова.