ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ КОНЦА XIX – НАЧАЛА ХХ в.
Настоящая статья представляет собой историографический анализ работ, составивших сборник в честь восьмидесятилетнего юбилея выдающегося российского археолога и историка Н.П. Кондакова (Прага, 1924) и ставших потому первой значимой попыткой систематизировать его богатое научное наследие. Особо подчеркивается факт признания авторами сборника сложившейся научной школы ученого, а также попытка выделить ее теоретико-методологические принципы, предпринятая одним из самых блестящих учеников и последователей ученого – М.И. Ростовцевым.
В статье осуществляется историографический анализ трудов современных российских историков, опубликованных в процессе подготовки и проведения 100-летнего юбилея Великой российской революции 1917 г. Основное внимание в данной статье уделено прояснению понятия «критическая» версия современного историописания как актуальной ревизии представлений об исторических событиях в России начала ХХ в., традиционно бытовавших в советской историографии. Автор статьи стремится выявить теоретико-методологические и фактографические основания конструирования исторических событий начала ХХ в. в текстах известных современных российских историков. Поэтому основное внимание в статье уделяется вопросу приращения научного знания в отобранных для историографического анализа историографических источниках. С этой целью исследуется оправданность и продуктивность применения интеллектуального инструментария новой политической истории и психоистории для решения задач, сформулированных авторами анализируемых историографических источников. По мнению автора статьи, «критическая» версия современного историописания намечает продуктивные подходы к переопределению смыслов российских исторических событий начала ХХ в. Пока это только первоначальная интеллектуальная прорисовка новых теоретико-методологических механизмов в современной историографии, но очевидно, что при всей видимой провокационности предложенных подходов это необходимый шаг к конструированию нового образа прошлого в ответ на вызовы современности.
В статье привлечены новые архивные источники для анализа процесса социокультурной адаптации русского дворянина в условиях революции и гражданской войны. Автор рассматривает смену индивидуальных стратегий приспособления к динамичным условиям социокультурной среды «нового мира» и приходит к выводу, что при весьма высокой степени риска возможность адаптации дворянина к новым условиям сохранялась – в областях, где и в эпоху катастроф сохранялась культурная традиция. Покровительство поддерживавших эту традицию представителей новой элиты способствовало адаптации вплоть до ассимиляции, хотя и поверхностной: в условиях конкуренции со «старым миром» быстро включался механизм дезадаптации.
Студеным морем в России несколько веков называли Северный Ледовитый океан, а также Баренцево и Белое моря. В статье анализируется развитие путей сообщения на севере европейской части России. Особое внимание обращено на водно-сухопутный путь от Москвы до Архангельска. Указано на важную роль перевозки грузов к Белому морю по искусственному водному пути, соединившему с помощью нескольких каналов и шлюзов реки Шексну и Сухону. Движение судов по этой водной системе было открыто в 1828 г. В последней четверти XIX в. была построена железная дорога от Москвы до Архангельска. Однако потребности экономического развития огромного края требовали совершенно иной транспортной доступности. Единственный северный порт в Архангельске уже не удовлетворял интересам внешней торговли. На рубеже XIX–XX вв. в Министерство путей сообщения и Министерство финансов поступило множество предложений от предпринимателей, органов местного самоуправления и специалистов о строительстве новых шоссейных и железных дорог, поиска удобных бухт для сооружения морских портов. Основной целью этих проектов была ускоренная доставка экспортных грузов из районов Урала и Сибири. Путь к портам Белого и Баренцева морей был намного короче. Для сравнения: протяженность дороги из Перми до Архангельска составляла 1281 км, а до Петрограда через Вятку – 1750 км, через Москву – 2016 км. Сооружение этих дорог способствовало бы появлению новых городов и предприятий, разработке полезных ископаемых, повышению мобильности населения. По мнению автора статьи, наиболее перспективными были проекты строительства Обь-Беломорской железной дороги и железных дорог к устью реки Индиги (Индигская губа Баренцева моря), где природные условия позволяли построить удобный глубоководный порт. Все эти проекты были в разное время отклонены министерскими чиновниками и парламентариями по разным причинам, преимущественно – финансовым. Распад СССР и утрата Россией большинства удобных портов на Балтийском и Черном морях вновь поставили в повестку дня вопрос о сооружении крупных магистралей и портов на Русском Севере.
ОБЩЕСТВО И ПОЛИТИКА СТРАН ВОСТОКА
В статье анализируются новые тенденции в политике России в регионе Ближнего Востока после того, как она стала активной участницей сирийского конфликта. Это обстоятельство воздействовало на рост интереса со стороны арабских государств, которые стали проявлять стремление к расширению с ней контактов. Монархии Персидского залива занимают центральное положение в арабском мире благодаря обладанию значительными ресурсами гидрокарбонатов и политической стабильности. В статье рассматриваются отношения России с этой группой государств в постсоветский период. Дается характеристика развития этих связей, которое зависело от внутриполитических событий, происходивших в этот период в России, а также изменений в региональной ситуации. Авторы статьи анализируют как политические, так и экономические связи, развивающиеся между Россией и арабскими монархиями Залива. Они обращают внимание на некоторые сферы взаимного сотрудничества, которые основываются на совпадении интересов обеих сторон. Это, прежде всего, нефтегазовая сфера, которая стала одной из успешно решенных проблем благодаря взаимным усилиям сторон.
В статье предпринимается попытка анализа эволюции внешнеполитической концепции Китая с конца 90-х гг. по настоящее время. Во второй половине 90-х гг. международная политика Китая вступила в активную фазу. Традиционно отдавая приоритет внутренней политике по отношению к внешней, руководство Китая столкнулось с очевидным дисбалансом растущей военно-экономической мощи КНР и положения страны на международной арене. Вопреки расхожему мнению о том, что у Китая нет долгосрочной внешнеполитической стратегии, автор полагает, что она существует, но не носит открытого характера. На основе анализа таких официальных источников, как Конституция КНР, доклады Генеральных секретарей на съездах Коммунистической партии Китая, «белые книги», автор предпринимает попытку рассмотреть эволюцию концепции международной политики КНР и проследить ее преемственность в указанный временной период. Автор выдвигает гипотезу о том, что концепции «мирного возвышения» и «мирного развития» Китая подготовили почву для выдвижения руководством КНР беспрецедентно амбициозной доктрины «сообщества единой судьбы человечества». Данная доктрина, предполагающая значительные обязательства со стороны Китая как гаранта стабильности в мире, бросает вызов действующему «западному» мировому порядку, смещая центры силы на международной арене.
В статье рассматривается политика рождаемости в КНР с 1949 г. по настоящее время, ее влияние на социально-экономическую жизнь страны, сотрудничество государства и общества в демографической сфере. Автор указывает основные кампании ограничения деторождения в изучаемом регионе, анализирует причины перехода к политике «одна семья – один ребенок». Особое внимание в статье уделяется рассмотрению основных положительных, отрицательных аспектов данной политики, причинам отмены ее в 2016 г., а также факторам сотрудничества государства и общества в данной сфере.
В статье исследуются сущность и функционирование концепции «Исламского пробуждения» (ИП) (перс. – бидарийе эслами) в Иране, которая была актуализирована иранской политической элитой в качестве описания событий, связанных с «Арабской весной», а также внешнеполитической доктрины Исламской Республики Иран (ИРИ) в 2010-х годах. Как показывает данное исследование, этот термин появился в иранском социально-политическом дискурсе еще в предыдущие десятилетия и имеет сходство с понятием «исламское возрождение», охватывающем в исламском мире в разные исторические периоды огромное число разнородных движений. Авторы статьи проводят анализ идеологических корней данной концепции, которые восходят к идеям основателя ИРИ аятоллы Рухоллы Хомейни, получившим название «Экспорт исламской революции» (перс. – содурэ энгелабе эслами). Большое внимание уделяется выявлению сущности данной концепции и ее отличию от ИП, что также было выявлено настоящим исследованием. В настоящей статье также анализируются основные принципы концепции «Исламского пробуждения», проявляемые как в высказываниях высших представителей иранской политической элиты, так и в школьном учебнике по современной истории Ирана. Авторы также стремятся рассмотреть динамику употребления термина «Исламское пробуждение» в иранском социально-политическом дискурсе, заключающуюся в сильном росте его упоминания в 2011 г. и постепенном сокращении его использования после 2013 г., что было связано как с уменьшением влияния событий «Арабской весны» в регионе Ближнего и Среднего Востока, так и с изменением внешнеполитических взглядов главных политических деятелей внутри Ирана.
ИССЛЕДОВАНИЯ ИСТОРИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Данная статья посвящена проблематике формирования просоветского польского партизанского движения в годы Великой Отечественной войны на территории Западной Белоруссии. Глядя на расширение влияния Армии Крайовой в Вилейской области, руководство партизанских отрядов решило вовлечь местных поляков в движение сопротивления на стороне СССР. Выполнение этой задачи во всех западных областях СССР шло тяжело. Однако, не имея соответствующего опыта в вопросах создания собственного польского партизанского движения, партизанским командованием Вилейской области летом 1943 г. были допущены грубые ошибки. К примеру, основу данного отряда составили разоруженные партизаны Армии Крайовой. В результате новое подразделение просуществовало всего несколько недель и вскоре превратилось из союзного во вражеское, обострив и без того напряженную обстановку в вилейском подполье. На основе архивных данных, воспоминаний, а также трудов предшественников автор анализирует условия, в которых происходило создание польского партизанского отряда, его социальный, национальный, численный состав, исследует данные о личности командира Викентия Мрачковского и его роли в судьбе подразделения. Отдельное внимание уделено причинам и последствиям распада польского партизанского отряда.
Цель статьи заключается в определении образа СССР в швейцарской ежедневной газете “Neue Zurcher Zeitung” во время Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. В задачи входит выявление основных черт образа СССР в газете, изучение их динамики, определение «узловых» исторических событий, повлиявших на образ СССР в “Neue Zurcher Zeitung”, и изучение риторики в адрес СССР в этой газете, а также изучение стереотипов о «большевистской России» в швейцарской “Neue Zurcher Zeitung”. В ходе исследования было выявлено, что для журналистов “Neue Zurcher Zeitung” СССР представлял собой «образ врага», что основывалось на базе противопоставления коммунистического мира демократическому, где первый являл собой страну несвободы и неравенства с характерными чертами внешней политики: «советский империализм», «панславянизм» и «угроза». Ключевыми событиями, оказавшими влияние на восприятие Советского союза в этой газете, стали успехи Красной Армии под Москвой и Сталинградом, активизация швейцарских коммунистов и нарастание прокоммунистических настроений в Швейцарии, и попытка редакции газеты противостоять нарастающей «русофилии», а также отказ СССР от восстановления дипломатических отношений со Швейцарией в 1944 г. и окончание войны в Европе в мае 1945 г. На момент окончания войны СССР воспринимался в Швейцарии как опасное и военно мощное государство, «Колосс», идеологический проект и преемник царской России.
СОВРЕМЕННЫЕ ЛАТИНОАМЕРИКАНСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Статья посвящена изучению проекта индейской интеграции и создания единой мексиканской нации, разработанного известным мексиканским социологом, юристом и философом Андресом Молиной Энрикесом в своей работе «Великие национальные проблемы» (1909). В своем главном теоретическом труде автор представляет обширную панораму всех социальных групп Мексики, которых классифицировал согласно их расе и уровню культурного развития. Одна из центральных идей исследования заключается в том, что метисная раса представляет собой прогресс и должна занять лидирующие позиции в новом постреволюционном государстве. Необходимо отметить, что работа «Великие национальные проблемы» стала настоящим манифестом Мексиканской революции (1910–1917), а ее автор – одним из авторов Конституции 1917 года, и в частности 27-й статьи, в которой определялась новая аграрная система в стране.
В статье предпринимается попытка рассмотрения формирования образа доиспанских культур побережья Эквадора в историографии XX–XXI вв. Со второй половины ХХ в. в исторической науке четко прослеживается тенденция к изучению историографии. Тем не менее в зарубежной науке историография Эквадора изучена недостаточно, а в отечественной историографии данная тематика остается незатронутой даже фрагментарно. Таким образом, основной целью данной статьи становится рассмотрение эволюции концепций и актуальной для ученых проблематики доиспанского прошлого Эквадора в XX–XXI вв. Автор статьи стремится проследить весь путь зарубежной историографии от первых до современных работ, в частности работы Дж. Дорси, М. Савиля, Э. Эстрады, К. Эванса, Б. Меггерс, Д. Лотропа, Х. Маркоса, К. Стотхерт и Х. Бенавидеса. Рассмотрены различные периоды научного знания: движение от позитивизма к науке XXI в., которая отмечена переломом в развитии теоретических и методологических основ. Развитие историографии анализируется на основе концепции научных школ в интерпретации Н.В. Иллерицкой. В основных выводах автором предлагается новая периодизация изучения доиспанских культур побережья Эквадора.