ИНСТРУМЕНТЫ СОВРЕМЕННЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ИНСТИТУТОВ
В статье на основе данных электоральной статистики и социологических исследований предпринята попытка анализа динамики электоральной подвижности в посткоммунистических странах Центральной и Восточной Европы в начале XXI в. Исследовано воздействие на электоральную мобильность населения экономического и политико-культурного факторов. Отмечается, что влияние экономической ситуации на смену партийных предпочтений избирателей снижалось по мере адаптации населения к условиям рыночной экономики. Более устойчивым фактором, воздействующим на динамику электоральной подвижности в посткоммунистических странах ЦВЕ, выступает политическая культура общества, отмеченная низкой степенью партийной идентификации граждан. Слабая партийная приверженность толкает избирателей, разочарованных текущей политикой правительства, к быстрой смене партийных предпочтений, что способствует сохранению высокого уровня электоральной подвижности. В этих условиях партии создаются и действуют во многом исходя из текущей политической конъюнктуры, а не устойчивых социально-групповых запросов. В случае же прихода к власти партийные лидеры не считают себя скованными обещаниями, которые они раздавали в ходе предвыборных кампаний, что вызывает новый всплеск социального разочарования. Автор приходит к выводу, что высокий уровень электоральной подвижности избирателей препятствует консолидации «новых демократий» в посткоммунистических странах ЦВЕ, так как существенно ослабляет механизм ответственного партийного правления.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ СТРАН ВОСТОКА
В последние несколько лет заметна интенсификация японоиндийского сотрудничества. Если ранее стороны больше декларировали заинтересованность в расширении двусторонних контактов, но не предпринимали серьезных практических шагов, то теперь перечень направлений кооперации увеличивается, и эта тенденция, судя по всему, сохранится в долгосрочной перспективе. Для Японии отношения с Индией, входящей в число крупнейших рынков сбыта японских автомобилей, высокотехнологичной продукции и оборудования, носят в основном экономическую подоплеку, однако не стоит сбрасывать со счетов и усилия Страны восходящего солнца, направленные на сдерживание китайской торгово-экономической экспансии в Южной Азии. С другой стороны, Индия видит в партнерстве с Японией возможности для привлечения передовых промышленных и энергетических технологий, а также диверсификации внешней политики с целью укрепления лидирующих позиций в Южно-Азиатском регионе. Исследование институтов международного сотрудничества двух рассматриваемых стран обладает несомненной актуальностью, особенно с учетом возрастающей роли Индии как одной из важнейших мировых экономик, и позволит определить ключевые тенденции развития этого сотрудничества, на основе которых впоследствии можно будет делать прогнозы о будущей структуре регионального внешнеполитического взаимодействия.
В статье предпринята попытка проследить некоторые особенности дипломатической стратегии Китая в контексте глобального противостояния США и КНР. Дипломатия представляет собой важнейший инструмент внешней политики любого государства. В эпоху средств массовой информации и коммуникации (ЭСИК) дипломатические агенты сталкиваются с новыми реалиями, при этом их роль в реализации внешнеполитической стратегии возрастает в связи с актуальностью нового типа конфронтации – информационных и гибридных войн. Традиционно США сохраняли лидерство по количеству дипломатических представительств за рубежом, однако в 2019 г. Китай опередил по этому показателю своего основного конкурента. Географический выбор открытия новых дипломатических представительств является индикатором внешнеполитических приоритетов страны. Так, работа новых посольств Китая способствовала сокращению числа стран, признающих Китайскую Республику (Тайвань), до 15. Анализ кадровой политики в отношении руководителей дипломатических миссий КНР на «ключевых» направлениях позволил выявить некоторые особенности, влияющие на стиль работы послов. Фактор усиления влияния КНР в авторитетных международных организациях посредством своих дипломатических агентов, традиционно являвшийся прерогативой США, также демонстрирует наступательные амбиции внешнеполитической стратегии Китая.
В статье рассматривается российско-сирийское сотрудничество после завершения основной фазы контртеррористической операции, перехода к политическому процессу и экономическому восстановлению страны. Анализируется региональная политика России, которая строится на формировании «подвижных» тактических союзов, а также экономические интересы Турции, Ирана и Китая, рассматривающих Сирию как важное звено в складывающейся нефтегазовой и логистической трансграничной структуре. При этом сама Сирия ищет новую парадигму выстраивания двусторонних и многосторонних отношений не только в Ближневосточном регионе, но и со странами Евразии.
ИСТОРИЯ РОССИИ XIX–XX ВВ.
В статье рассматриваются коммеморативные практики 5-летнего юбилея Отечественной войны 1812 года. Празднование этой годовщины фактически стало первым коммеморативным мероприятием, посвященным Отечественной войне 1812 г. На материалах публикаций в газетах и общественно-политических журналах, а также мемуарах современников автор рассматривает процесс формирования коллективной памяти: какие церемонии проводились, какие цели преследовало государство, какие нарративы исторической памяти существовали в прессе. Изучение исторической памяти и средств ее формирования, в том числе применительно и к юбилеям Отечественной войны 1812 г., стало крайне популярной темой исследований в современной отечественной историографии. Однако историки почти не заостряют внимания на пятилетней годовщине войны. Изучение этого события с точки зрения проблематики мемориальной истории позволит выявить не только появление нарративов исторической памяти, но и станет отправной точкой при дальнейшем изучении их эволюции и изменений. Исследование этой динамики является крайне важным, ведь с помощью использования памяти об Отечественной войне 1812 г. формируется национальная идентичность и самосознание населения России на протяжении последних двух столетий.
В Австро-Венгерской монархии многочисленные славянские народы, в их числе чехи и словаки, долгое время не имели политической автономии. Именно Первая мировая война дала им шанс на национальное освобождение. Прага приобрела политическую известность не только как столица нового независимого государства, но и как центр притяжения для российской белой эмиграции еще раньше, чем Белград, Париж и другие известные города. Все началось, однако, не в этих европейских столицах, a в далекой Сибири. Деятельность Чехословацкого корпуса в период Гражданской войны, с мая 1918 по март 1920 г., оказала огромное влияние на политическую и военную ситуацию в Советской России. Восстание белочехов затронуло более половины территории страны и целый ряд городов вдоль Транссибирской магистрали. Чехословацкий корпус воспринимали как первого посланца нового, неизвестного государства. Именно через него складывалось представление о «чехословаках» и Чехословакии. Корпус был призван стать «визитной карточкой» Первой республики. Следовательно, важно понять, какое мнение и почему формировалось у различных политических сил новой России о Чехословацком корпусе, как представителе молодого восточноевропейского государства и как это повлияло на установление союзнических отношений с ним в будущем.
В статье рассмотрен процесс кадровой наполняемости советского атомного проекта на различных этапах его воплощения. Внимание сосредоточено на научном, научно-техническом, инженерном, среднетехническом и рабочем персонале исследовательских и промышленных «атомных» объектов. За рамки анализа выведены используемые на строительствах спецконтингент и военно-строительные подразделения, поскольку их привлечение строилось по иным принципам и должно изучаться отдельно. Исследование базируется на рассекреченных архивных материалах, опубликованных документах и мемуарах. Впервые в историографии показана динамика кадрового комплектования проекта от малоуспешных усилий заполучить нужных специалистов до массового пополнения высококвалифицированными кадрами. Установлено, что этот процесс (особенно на этапах становления проекта) протекал сложно и неоднозначно. Решение кадровой проблемы зависело от степени заинтересованности государства в реализации проекта и его статуса. Систематическое и масштабное пополнение проекта кадрами стало осуществимо только в связи с его активизацией в 1945 г. и появлением специальных (внеправительственных и межведомственных) органов управления. Вопреки бытующим в литературе представлениям о безграничных возможностях «атомной» мобилизации, показаны ее пределы как в случаях персонифицированных, так и коллективных наборов.
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ XIX–XXI ВВ.
Статья посвящена феномену социального сиротства, регистрируемого в Мексике, и его значимости для страны. Социальное сиротство – явление, присущее странам, характеризующимся социальной и политической неустойчивостью, которая может быть обусловлена различными причинами. В работе раскрываются понятие социального сиротства в Мексике, специфика и масштаб проблемы, роль государства и международных организаций в области защиты прав детей, а также формы их сотрудничества в этом вопросе. Ставится вопрос о путях выхода из сложившейся ситуации.
В статье рассматриваются особенности рецепции биографий и наследия братьев Вильгельма и Александра фон Гумбольдт в национал-социалистической Германии. В исторической памяти современной Германии их образы стали одной из основ национального самосознания немцев, а Гумбольдт – форум–платформой, воплощающей связь науки и культуры. В коллективной памяти Третьего рейха братья занимали неодинаковые позиции. 100-летие со дня кончины В. фон Гумбольдта вызвало всплеск интереса к выдающемуся представителю немецкого народа, однако его образ был переформатирован и вписан в расовые параметры нацизма: подчеркивался его интерес к проблемам немецкой нации, приверженность либеральным идеям объяснялась критикой им абсолютизма, делались попытки притянуть его образ к антисемитской парадигме нацистов. Однако были отдельные ученые, изучавшие его наследие, сохранившие научную объективность. Александру фон Гумбольдту уделялось гораздо меньше внимания: идеологам Третьего рейха претил его космополитизм. Но поскольку он был братом В. фон Гумбольдта и ученым с мировым именем, предать его заслуги забвению было нельзя. В коллективной памяти отпечатался образ естествоиспытателя-путешественника, величие которого Третий рейх не отрицал. Коммеморация тесно связана с формированием идентичности. В конструировании национальной идентичности их образы в национал-социалистической Германии практически не были востребованы.
КНИЖНАЯ ПОЛКА
В данной работе рассмотрена монография историка Е.В. Барышевой, посвященная изучению роли советского праздника в социальном конструировании общества нового типа. Подвергнуто анализу, как исследователь отобразил идеологические, социальные, психологические и культурные аспекты государственного праздника, проследил ретроспективу его развития в 1920–1930-х гг., а также выявил отношение власти к культурно-массовым мероприятиям того времени. Исследованы степень проработки поставленной исследователем проблемы, источниковая база и логика построения научного исследования. Рассмотрен объем архивных и опубликованных данных, взятых Е.В. Барышевой для изучения поставленной проблемы. Изучено, какие, по мнению ученого, цели и задачи преследовала советская власть при проведении масштабных публичных государственных праздников. Выявлено, насколько в данной монографии прослежено становление традиций проведения советских праздничных шествий, митингов и парадов в 1920–1930-х гг., а также процесс институционализации государственного регулирования праздников. Подвержено рассмотрению занимающие отдельное место в работе Е.В. Барышевой изучение праздничной топографии советского города 20–30-х гг. XX в. и отношение населения к советским праздникам. Изучена степень раскрытия ученым реакции общества указанного периода на проводимые государственные праздники.
В рецензии рассматривается книга доктора политических наук, доцента кафедры культуры мира и демократии РГГУ Н.А. Медушевского. Монография объединила в себе шесть авторских работ, посвященных проблематике исторической памяти и ее политической интерпретации.