МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ: ИСТОРИЯ, ИСТОРИОГРАФИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ
Основанная на использовании широкого круга источников, включающих российские и британские архивные документы, опубликованную дипломатическую переписку, дневники участников событий и прессу, статья посвящена попыткам реализации Коминтерном идеи «мировой революции» в государствах Среднего Востока – Персии и Афганистане, а также в китайских владениях – Синьцзяне и Тибете, которые в рассматриваемый период второй половины 1920-х гг. фактически обрели независимый статус. Автор последовательно рассматривает различные формы и методы экспорта революционных практик на территорию азиатских окраин Британской империи, ключевое положение в которой занимал Индостан. В результате исследования было установлено, что к началу 1930-х гг. концепция «мировой революции» как одно из направлений советской внешней политики претерпела трансформацию из реальности в миф, который стал выполнять главным образом пропагандистские функции. Кроме того, автор пришел к заключению, что эта трансформация оказывала серьезное влияние на развитие советско-британских отношений в годы правления второго консервативного правительства С. Болдуина, носившее зигзагообразный характер – от состояния взаимной конфронтации в 1925–1926 гг. через разрыв 1927 г. к восстановлению после возвращения к власти лейбористской партии в 1929 г.
В данной статье рассмотрены причины присоединения Великобритании к процессу евроинтеграции в начале 1970-х годов, а также факторы евроскептицизма, предопределившие выход Соединенного Королевства из Евросоюза. В статье показано, что главной причиной присоединения Лондона к процессу европейской интеграции стало желание максимизировать экономическую выгоду для страны, однако очень быстро вопрос углубления евроинтеграции превратился в «заложницу» внутрипартийной борьбы в обеих крупнейших политических силах Великобритании. Британские премьер-министры, независимо от политической окраски, предпочитали сохранить контроль над партиями и расширить свою электоральную базу за счет евроскептических слоев населения вместо того, чтобы проводить политику евроинтеграции. Другими словами, очень скоро внутренняя политика Соединенного Королевства начала детерминировать внешнюю политику в отношении процесса евроинтеграции. И даже вопрос проведения референдума о выходе из ЕС оказался следствием внутрипартийной борьбы среди Тори.
СТРАНЫ И РЕГИОНЫ МИРА: ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ И МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Узбекистан, обладая серьезным экономическим и демографическим потенциалом в Центрально-Азиатском регионе, не только активно участвует, но инициирует процессы регионализации. Статья состоит из трех разделов. В первой части отражены государственная политика республики в сфере международного сотрудничества и факторы, оказывающие влияние на выбор регионального вектора. Обозначены основные тренды в политико-экономическом взаимодействии со странами-соседями в двустороннем сотрудничестве во второй части статьи. В третьем разделе выделены особенности регионального сотрудничества со странами региона в формате межгосударственных объединений и организаций. Автор выделяет основные аспекты, обуславливающие необходимость регионального сотрудничества по усилению взаимодействия, по разработке своевременных инициатив и новых подходов для решения актуальных проблем. В статье подчеркивается важность проведения совместной инвестиционной и торгово-экономической политики, установления прямых контактов бизнес-структур, развития транспортно-транзитного потенциала региона, общего подхода к управлению природными ресурсами. В заключении делается вывод о потенциальных положительных эффектах от активного участия Узбекистана в региональных процессах в экономической сфере и факторах успешной интеграции Узбекистана с действующими странами–участницами ЕАЭС.
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ
Государственная поддержка СОНКО – направление социальной политики государства, которое стало актуально в последнее десятилетие. В 1990-е гг. федеральные и региональные органы власти не проводили какую-либо специальную политику в отношении третьего сектора. С начала 2000-х гг. федеральный центр (вслед за ним – и власти регионов) стал предпринимать шаги для выстраивания системной политики в отношении НКО.
По российскому законодательству социально ориентированные НКО имеют право на получение от государства имущественной поддержки (аренда помещений по льготной ставке, безвозмездное предоставление помещений или оперативное управление). Однако зачастую СОНКО сталкиваются с недоступностью информации о таких помещениях и непрозрачностью процедур выделения таких помещений. Автор на основе анализа открытых источников (сайты региональных и муниципальных органов власти) и опроса сотрудников СОНКО в регионах России в 2017 г. определил причины, по которым СОНКО не могут получить помещения безвозмездно или по льготной стоимости. Среди таких причин – малое количество доступных помещений, заинтересованность местных органов власти в получении прибыли от коммерческой аренды помещений, плохое состояние помещений, незнание муниципальных чиновников о возможностях поддержки СОНКО. Анализ данных государственной статистики за 2020 г. показывает, что данная проблема актуальна и сейчас.