Preview

Вестник РГГУ. Серия “Политология. История. Международные отношения.”

Расширенный поиск
№ 3 (2025)
Скачать выпуск PDF

ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ

12-24 24
Аннотация

   Современный глобализированный мир сталкивается с необходимостью поиска адекватных общественных преобразований для достижения устойчивого будущего человечества как на глобальном, так и на локальном (национальном) уровнях. Условия наступления антропоцена, новой фазы становления постиндустриального общества, требуют фундаментальной корректировки не только традиционных социоэкономических и социоэкологических моделей общественно-политического уклада государств, но и основ жизнедеятельности современного человека. Как показано в работе, понимание динамики и разнообразия возникающих сценариев и вариантов общественного развития возможно на основе принципов и методов междисциплинарного «сложностного мышления», обладающего необходимой эпистемологической ценностью. В этом контексте в работе предлагается использовать концепцию «социетального метаболизма», позволяющую с позиции современного органицизма рассматривать государство как «сложностный» социальный организм, конституированный аутопойезисом, комплексом процессов самоорганизации, поддержания и воспроизводства разнообразных структур и ресурсов, обеспечивающих жизнеспособность и жизнедеятельность общества. Автор приходит к выводу о целесообразности разработки в форме территориально-метаболических сетей национального уровня, модельного представления социально-экономических и социально-экологических отношений для решения проблемы самодостаточности в ключевых сферах жизнеобеспечения для суверенного существования и развития современного общества и государства.

СТРАНЫ И РЕГИОНЫ МИРА: ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ И МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

25-46 31
Аннотация

   В статье анализируются процессы, сопровождающие совершенствование федеративной государственности в современной Нигерии. Признание нигерийским обществом дефектов, присущих нынешней сверхцентрализованной модели федерации, которая культивировалась военными режимами 1960–1990-х гг., спровоцировало дискуссию о так называемом «подлинном федерализме» – идеальном состоянии, какое, по мысли критиков, нигерийская федерация за несколько десятилетий так и не смогла обрести. В ряду ключевых вопросов, поднимаемых в связи с «подлинным федерализмом», обсуждаются оптимальная региональная «нарезка», включая опции увеличения или, напротив, сокращения числа субъектов федерации, а также поиск наиболее справедливой формулы распределения доходов от добываемой в стране нефти. Однако, и дальнейшее наделение политической субъектностью все новых территорий (и этнических групп), и расширение доли нефтяных доходов, получаемых нефтедобывающими штатами, оказываются двусмысленными мерами: они исцеляют одни недуги нигерийского федерализма, но взамен порождают другие изъяны. Кроме того, выработке более эффективной модели федерации существенно препятствует то, что на нигерийской политической сцене есть мощные силы, которые, вместо поиска «подлинного федерализма», либо добиваются распада страны путем сецессии (диссидентские движения бывшей Биафры или повстанческие группировки дельты Нигера), либо отрицают нигерийскую федерацию как таковую (исламистская группировка «Боко Харам»*).

47-58 27
Аннотация

   В настоящей статье рассматриваются события, связанные с политическим курсом, реализуемым президентом Эммануэлем Макроном в рамках его стремления освободить ислам во Франции от иностранного влияния, результатом которого стало нарушение функционирования Французского совета мусульманского вероисповедания, долгое время являвшегося основным «собеседником» правительства Пятой Республики по вопросам представления интересов мусульманского сообщества Франции на государственном уровне. Также освещаются вопросы формирования двух новых религиозно-политических структур – Национального совета имамов и Форума ислама Франции. Кроме того, автором демонстрируются меры, принимаемые Алжиром в качестве ответа на реализуемую Парижем политику по ограничению иностранного финансирования исламских организаций, устанавливающую контроль за иностранными пожертвованиями (и ограничивающую вмешательство иностранцев в деятельность религиозных учреждений) на основе закона от 24 августа 2021 г., направленного на укрепление уважения республиканских принципов и Хартии принципов ислама Франции. Приводятся факты, указывающие на сохранение Большой парижской мечетью своей финансовой независимости, обеспечиваемой АНДР, и, как следствие, укрепление ее позиций во Франции и в Европе, что вызывает недовольство представителей Европейского парламента, а также наглядно демонстрирует вовлеченность якобы аполитичных и сугубо религиозных французских организаций и объединений в политические процессы не только на национальном, но уже и на континентальном уровне.

59-72 28
Аннотация

   В статье проводится комплексный анализ современной геополитической стратегии Японии в контексте трансформации международной системы безопасности и динамики Восточно-азиатского региона. Автор исследует эволюцию японской внешнеполитической доктрины, опираясь на исторический и теоретический анализ традиционных геополитических моделей – континенталистской и атлантической, а также на разработки японских авторов. Особое внимание уделяется влиянию глобальной напряженности и региональных вызовов, включая военно-политическую активность Китая и угрозу со стороны Северной Кореи, на формирование японской стратегии национальной безопасности. Исследуются ключевые геополитические предпосылки, предопределяющие международные приоритеты Японии, в том числе фактор ее островного положения, ограниченность природных ресурсов и необходимость поддержания стабильного экономического роста через интеграцию в глобальные торговые и оборонные союзы. В статье проводится сравнительный анализ идей ведущих японских геополитиков, таких как Икки Кита и Танака Гиити, и их сопоставление с концепциями западных мыслителей, включая К. Хаусхофера и Н. Спикмена. Отдельное внимание уделяется роли Японии в альянсах коллективной безопасности, прежде всего в рамках стратегического партнерства с США. Анализируются изменения в оборонной политике Японии, включая пересмотр ограничений на применение Сил самообороны и рост военного сотрудничества с союзниками. В статье также рассматривается экономический аспект японской внешней политики, включая инициативы по расширению торгового влияния и участие в ключевых региональных экономических объединениях. Особое внимание уделено японской дипломатии в области «мягкой силы», включая культурное и технологическое влияние в регионе. В заключении формулируются выводы о характере японской геополитической стратегии, ее перспективах в условиях глобальных изменений и возможных направлениях эволюции в XXI веке. Работа представляет интерес для специалистов в области международных отношений, стратегических исследований и регионоведения, а также для всех, кто изучает динамику безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

73-85 28
Аннотация

   Статья рассматривает влияние политики партии Всегреческое социалистическое движение (ПАСОК) на развитие государственного сектора и бюрократии в Греции с 1980-х гг., уделяя особое внимание процессам национализации частных компаний и росту числа госслужащих. В статье обосновывается, что политика ПАСОК в указанный период имела популистский характер и способствовала созданию масштабной клиентелистской системы, где партийная принадлежность определяла доступ к государственным должностям, что вело к снижению эффективности управления и значительным бюджетным расходам. В результате Греция столкнулась с долговыми проблемами, которые усугубились в ходе экономического кризиса 2010-х гг. В статье также исследуется, как популистская логика, заложенная ПАСОК, оказала влияние на трансформацию политической системы Греции, включая крах традиционных партий, попадание Греции в порочный круг финансового расточительства и появление новых радикальных движений, таких как СИРИЗА и АНЭЛ, пришедших к власти на волне разочарования в существующем политическом устройстве, в то же время унаследовав от ПАСОК многие популистские стратегии, что еще более углубило кризис греческой политической системы.

86-105 20
Аннотация

   Статья посвящена сравнительному анализу правого и левого терроризма в ФРГ на основе выделенных критериев (причины возникновения, социальный состав, тактика, связи с другими группами и т. д.). Отмечается, что в своем становлении обе разновидности терроризма прошли три стадии – общественный раскол, радикализация протестного движения и появление в ее рядах группы, готовой перейти к вооруженной борьбе, уход в подполье. И для левого, и для правого терроризма было характерно отрицание либеральной демократии и позиционирования себя в качестве авангарда экстремистских сил, выступающих против государства. Вместе с тем детальный анализ показывает, что между правыми и левыми террористическими организациями есть существенные отличия, продиктованные как идеологией, так и историческим контекстом, в котором они действовали. К наиболее существенным из них следует отнести различный социальный состав, объекты атаки, коммуникацию, формы организации и др. Также отмечается, что правый терроризм на протяжении долгого времени был недооценен властями, что имело в будущем фатальные последствия.

106-117 19
Аннотация

   В Пакистане наблюдается устойчивый рост террористических атак, что делает страну одной из наиболее уязвимых в регионе с точки зрения безопасности. Статья посвящена анализу факторов, способствующих росту террористической угрозы в Пакистане, с особым вниманием к влиянию социально-экономических условий на радикализацию населения и террористическую активность. В работе исследуется взаимосвязь между экономическими кризисами, инфляцией, социальным неравенством и ростом угрозы терроризма. Основное внимание уделяется бедности, безработице и экономическому неравенству как ключевым факторам, стимулирующим радикализацию и привлечение молодежи в экстремистские группы. Одним из ярких примеров такой динамики является Белуджистан, где экономические трудности и высокий уровень безработицы в сочетании с националистической риторикой способствуют росту насилия и напряженности. Особое внимание уделяется действиям террористической организации «Армия освобождения Белуджистана» (БЛА), которая использует социально-экономические проблемы для мобилизации местного населения и борьбы за независимость провинции. Статья также детально анализирует экономические издержки терроризма для Пакистана, подчеркивая, как увеличение числа террористических атак подрывает экономику страны, ухудшает инфраструктурную и социальную обстановку, а также ведет к снижению инвестиционной привлекательности и международной репутации. Экономический ущерб от терроризма оценивается в миллиардах долларов, что ставит под угрозу развитие страны в долгосрочной перспективе.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ

118-138 37
Аннотация

   Союзное государство Беларуси и России как интеграционный формат в современных условиях обретает особый геоцивилизационный смысл. Расширение его повестки и спектра интеграционных мероприятий корреспондирует с содержанием и тенденциями трансформации мироустройства глобального и регионального масштаба, включая аксиологический аспект, усложнением вызовов и угроз, коренящихся во внутреннем и внешнем измерениях. Настоящее исследование ориентировано на выявление основных ориентиров и сюжетов взаимодействия России и Беларуси в сфере патриотического воспитания на уровне Союзного государства и верификацию его потенциала в специфической внешней среде с учетом динамики интеграционного развития. Теоретико-методологические рамки образуют многоуровневый системный анализ, качественный и формализованный анализ документов – материалов интернет-ресурсов Союзного государства, диахронный и синхронный анализ патриотических мероприятий; идеи «общего Отечества», «антимягкой силы», «кризисной» и цивилизационной геополитики. Показана динамика количественных и качественных параметров в данной области. Акцентирована специфика аргументации патриотических инициатив и мероприятий посредством
апелляций к общим ценностям стран и народов Союзного государства и усиливающемуся внешнему давлению. Артикулирован историко-патриотический вектор, сопрягающийся с особенностями позиционирования России и Беларуси как протагонистов исторической правды о Второй мировой войне. Аргументированы тезисы о важности имиджевой, нормативной и ценностной составляющих в постепенно конструируемой союзной политике патриотического воспитания.

139-156 38
Аннотация

   В статье были исследованы основные символические концепты, конституирующие содержательное наполнение общероссийской гражданской идентичности, проанализированы отдельные аспекты реализации государственной политики в этой сфере, определены риски устойчивости гражданской идентичности в современном российском обществе. Гражданская идентичность рассматривалась как тип социальной идентичности, определяющий целеполагание участников политического процесса. Использование концепций мифо-символического комплекса и этносимволизма позволило выявить системообразующие символы и мифы общероссийской гражданской идентичности, а также обозначить важность обеспечения их релевантности в условиях конкурентной природы символической политики. Автор отмечает, что основой мифо-символического комплекса общероссийской гражданской идентичности является символическое пространство СССР, системообразующую роль выполняет символ Победы в Великой Отечественной войне. Реализация государственной политики в сфере идентичности также во многом повторяет советскую модель. Вместе с тем социокультурные трансформации российского общества, протекающие по направлению демографических изменений, связанных с увеличением доли граждан, не рассматривающих советское символическое пространство в качестве консолидатора гражданской идентичности, а также обусловливающие актуализацию этнических идентичностей, потенциально способны снизить эффективность существующей конфигурации общероссийской гражданской идентичности. В качестве возможной меры уклонения от рисков предложено использование существующего концепта «государствообразующего народа» как перспективной символической основы гражданской идентичности.

157-170 24
Аннотация

   Актуальность темы обусловлена наличием в современной России разных вариантов и подходов к политическому просвещению молодых людей.

   Цель данной статьи – изучить и выявить основных субъектов политического просвещения молодежи, показать их значение и базовые принципы деятельности.

   Существование в России разных субъектов, осуществляющих политическое просвещение, с одной стороны, создает политическое знание с разными данными, фактами. С другой стороны, для современного общества, когда у него разные субъекты формируют политическое знание, становится очевидной проблема создания разрозненного политического знания, обладающего дихотомическим и разнонаправленными свойствами, которые не приводят к формированию устойчивого политического сознания. Особенно это становится проблемой для молодежи, когда она в силу своих опыта и умений может использовать современные технологии (в отличие от более старших поколений), имеет возможность получать не только политическое знание от официальных источников (от разного уровня образовательных учреждений или,
например, от СМИ, которые так или иначе аффинированы с государством, и т. д.), но и от различных других субъектов (например, от блогеров). Таким образом, у молодежи может формироваться иное, отличное от официальных источников, политическое знание, что способствует развитию неустойчивой ценностной системы молодежи.

171-191 27
Аннотация

   В статье проведен анализ функциональных полномочий институтов взаимодействия с религиозными структурами в постсоветских государствах, за исключением стран Балтии. Институты рассматриваются в рамках централизованной модели управления государственно-конфессиональными отношениями. Выделяются государства, в которых реализуется данная модель. Показаны предпосылки формирования централизованной модели. Выделяются институты, компетенция которых связана только с религиозной сферой и те, чей функционал затрагивает более широкую область деятельности. Показаны варианты различных статусов данных институтов. По результатам анализа Положений о деятельности и профильного законодательства, выделяются блоки стандартного функционала (информационно-аналитический, коммуникативный, связанный с регистрацией и ликвидацией религиозных объединений, законотворческий, посреднический и др.) и расширенного контрольного функционала (контроль за производством и распространением материалов религиозного содержания, непосредственный контроль за религиозной деятельностью, за учреждением и работой религиозных образовательных учреждений, строительством культовых сооружений, организацией паломничества). Все централизованные институты по взаимодействию с религиозными объединениями разделяются на три группы в зависимости от объема функционала (с широким функционалом, средним и ограниченным). Делается вывод, что централизованная модель регулирования взаимодействий с религиозными структурами позволяет при необходимости обеспечить довольно значительный контроль за религиозной сферой благодаря расширенному контрольному функционалу, которым наделяются соответствующие централизованные органы.

192-212 34
Аннотация

   Статья посвящена анализу особенностей регулирования и развития низовой гражданской активности в Ярославской области. Новые практики низового участия расширяют возможности инициативных граждан, позволяя им объединяться и взаимодействовать друг с другом. В статье анализируется регулирование низовой гражданской активности, определяются основные акторы низовых гражданских инициатив и их мотивы. Отмечается, что цели и мотивы у гражданских активистов довольно дифференцированы: некоторые пытаются решить конкретную проблему для улучшения жизни общества, а другие видят в гражданском активизме возможность самореализоваться. В статье выявляются особенности и отличительные черты развития низовой гражданской активности в Ярославской области по сравнению с другими субъекта Российской Федерации. В работе подчеркивается важность выстраивания диалога между властными структурами и участниками низового гражданского активизма для более эффективного решения общественно-политических проблем. Экспертами дается оценка деятельности объединений территориального общественного самоуправления как формы низовой гражданской активности. Делается вывод о слабой вовлеченности жителей в их деятельность. Результаты исследования демонстрируют, что в Ярославской области сильный кооперативный механизм взаимодействия, предусматривающий объединения в союзы и коалиции для решения конкретных проблем.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6339 (Print)