Нормативно-правовое регулирование академического взаимодействия России и Германии в рамках Болонского процесса: проблемы совершенствования
https://doi.org/10.28995/2073-6339-2021-2-91-104
Аннотация
Статья посвящена проблемам совершенствования нормативно-правового регулирования академического взаимодействия России и Германии в рамках Болонского процесса. В работе использованы методы ретроспективного, статистического, сравнительного исследования. Автором обозначены ключевые направления, регламентированные Болонской декларацией, даны основные характеристики нормативно-правового обеспечения участия российских вузов в Болонском процессе. Отмечена роль российско-германского научно-образовательного партнерства в реформировании системы высшего образования в России. Рассмотрены нормативно-правовые акты, формирующие организационно-правовые рамки образовательного сотрудничества России и Германии в рамках Болонского процесса. В качестве основополагающей проблемы, препятствующей расширению академического взаимодействия России и Германии в рамках Болонского процесса, указана недостаточность российской законодательной базы, отсутствие правовых условий для активной академической мобильности студентов и академического персонала: (1) высокие требования для получения студенческой визы (как для российских, так и для немецких студентов); (2) ограниченный объем программ образовательных обменов для студентов и преподавателей; (3) недостаток финансирования образовательных поездок (конференции, стажировки) за границу; (4) некорректная трактовка и оценка российской квалификации «специалист» в странах Европейского пространства высшего образования (ЕПВО).
Об авторе
М. А. ПашукРоссия
Мария А. Пашук
125993, Москва, Миусская пл., д. 6
Список литературы
1. Горылев 2019 - Горылев А.И. Нормативно-правовое регулирование участия российских вузов в Болонском процессе // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2019. № 4. С. 20-27.
2. Кадникова, Мусаткина 2019 - Кадникова О.В., Мусаткина А.В. Российско-германское сотрудничество в сфере высшего образования // Россия и Монголия: опыт и перспективы международной интеграции в образовании и науке. Чебоксары: Среда, 2019. С. 89-92.
3. Корякин, Макаренкова 2017 - Корякин К.В., Макаренкова Е.М. Проблемы реализации Болонского процесса в контексте российской системы высшего образования // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Профессиональное образование, теория и методика обучения. 2017. № 6. С. 167-173.
4. Лукичев, Скоробогатова 2016 - Лукичев Г.А., Скоробогатова В.И. Российская квалификация «специалист» в измерениях европейского пространства высшего образования // Практика признания, сближающая континенты: сборник тезисов международной конференции: М.: РУДН, 2016. С. 10-15.
5. Матушанский, Борзилова 2010 - Матушанский Г.У., Борзилова Л.В. Нормативноправовые основы регулирования высшего образования России при вхождении в Болонский процесс // Образование и наука. 2010. № 8. С. 42-52.
6. Петров, Комаров 2020 - Петров В.Л., Комаров В.С. Научно-образовательные партнерства России и Германии. Итоги 2019 года // Горные науки и технологии. 2020. № 4. С. 318-325.
Рецензия
Для цитирования:
Пашук М.А. Нормативно-правовое регулирование академического взаимодействия России и Германии в рамках Болонского процесса: проблемы совершенствования. Вестник РГГУ. Серия “Политология. История. Международные отношения.”. 2021;(2):91-104. https://doi.org/10.28995/2073-6339-2021-2-91-104
For citation:
Pashuk M.A. Legal regulation of academic interaction between Russia and Germany in the framework of the Bologna process: problems of improvement. RSUH/RGGU Bulletin Series "Political Science. History. International Relations". 2021;(2):91-104. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2073-6339-2021-2-91-104