Preview

Вестник РГГУ. Серия “Политология. История. Международные отношения.”

Расширенный поиск

Российское высшее образование как инструмент евразийской интеграции

https://doi.org/10.28995/2073-6339-2022-1-83-98

Аннотация

Статья посвящена анализу привлекательности высшего образования и необходимости его использования в качестве одного из ресурсов интеграции. Ставится цель оценить практические результаты деятельности России по привлечению иностранных студентов из стран евразийского пространства, которые являются приоритетными для национальной внешней политики, в российские университеты. В ходе исследования на примере стран G20 выясняется корреляция высшего образования с экономической составляющей мягкой силы и интеграционным потенциалом государств. Таким образом, автор предлагает по-новому посмотреть на важность привлекательности высшего образования, которое предлагает государство. Так как потоки иностранных студентов образуют связи между странами, в качестве метода измерения интенсивности связей был выбран сетевой анализ. С целью оценить интеграционный потенциал евразийских стран был использован кластерный анализ, а именно метод К-ядер. Такие виды анализа удобны для интерпретации результатов, потому что они схематичные и обладают высокой наглядностью. При сравнении интенсивности связей между Китаем и лидирующими в образовательной сфере западными странами, с одной стороны, и между Россией и странами ЕАЭС и ШОС, с другой стороны, был сделан вывод: несмотря на то что цель привлечения иностранных студентов, поставленную в 2008 г., можно считать выполненной, интеграционный потенциал на евразийском пространстве еще не раскрыт. По результатам исследования были сделаны рекомендации по улучшению сферы российского высшего образования и практические предложения по углублению сотрудничества в этой области со странами, входящими в ряд близких партнеров.

Об авторе

Д. Г. Золкина

Россия

Диана Г. Золкина, независимый исследователь

Москва



Список литературы

1. Дегтерев 2015 – Дегтерев Д.А. Сетевой анализ международных отношений // Вестник СПбГУ. 2015. Cер. 6. № 4. С. 119–138.

2. Лебедева, Фор 2009 – Лебедева М.М., Фор Ж. Высшее образование как потенциал «мягкой силы» России // Вестник МГИМО-Университета. 2009. № 6 (9). С. 1–6.

3. Панова 2011 – Панова Е.П. Высшее образование как потенциал мягкой власти государства // Вестник МГИМО-Университета. 2011. № 2 (17). C. 157–161.

4. Торкунов 2012 – Торкунов А.В. Образование как инструмент «мягкой силы» во внешней политике России // Вестник МГИМО-Университета. 2012. № 4 (25). C. 85–93.


Рецензия

Для цитирования:


Золкина Д.Г. Российское высшее образование как инструмент евразийской интеграции. Вестник РГГУ. Серия “Политология. История. Международные отношения.”. 2022;(1):83-98. https://doi.org/10.28995/2073-6339-2022-1-83-98

For citation:


Zolkina D.G. Russian higher education as a key to Eurasian integration. RSUH/RGGU Bulletin Series "Political Science. History. International Relations". 2022;(1):83-98. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2073-6339-2022-1-83-98

Просмотров: 158


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6339 (Print)