Россия и Англия в борьбе за железнодорожные концессии в Персии
https://doi.org/10.28995/2073-6339-2024-5-99-110
Аннотация
С древнейших времен Персия имела исключительное значение для движения товаров и людей между Европой и Азией. Появление железнодорожного транспорта усиливало транзитный потенциал страны, и во второй половине XIX в. стали появляться проекты строительства железных дорог в широтном и в меридиональном направлениях. Персидские власти были заинтересованы в реализации таких проектов, поскольку это способствовало бы развитию страны, наполнению государственного бюджета, а также личному обогащению чиновников, причастных к переговорам с иностранными концессионерами. В 1872 г. данным проектом заинтересовался барон Юлиус Рейтер. Ему удалось на исключительно невыгодных для Персии условиях получить концессию, передававшую в его руки практически всю страну. Ключевым элементом ее являлась железная дорога от Персидского залива до порта Энзели на Каспийском море. Такое тотальное овладение страной вызвало потрясение в европейских столицах, а особенно в Петербурге, поскольку в перспективе несло большую опасность России со стороны Великобритании. Поэтому российское правительство приложило максимум усилий для того, чтобы убедить Насер эд-Дин-шаха аннулировать данную концессию, и предложило альтернативный проект дороги Тавриз–Джульфа, реализацией которого в качестве частного предпринимателя должен был заняться отставной генерал Фалькенгаген. Предполагалось, что строительство будет вестись на казенные деньги, поскольку русское правительство выкупит почти все акции компании, создаваемой для реализации проекта. Это означало, что проект будет частным лишь номинально. Условия русской концессии не устраивали персидскую сторону, а кроме того, проект Фалькенгагена вызвал противодействие Англии. В итоге он потерпел неудачу.
Ключевые слова
Об авторе
З. А. АрабаджянРоссия
Завен А. Арабаджян
107031, Москва, ул. Рождественка, д. 12
Список литературы
1. Кулагина 1981 – Кулагина Л.М. Экспансия английского империализма в Иране в конце XIX – начале ХХ в. М.: Наука. 1981. 189 с.
2. Kazemzadeh 1968 – Kazemzadeh F. Russia and Britain in Persia, 1864–1914: A study in imperialism. New Haven; L.: Yale University Press, 1968. 711 р.
3. Тeymuri 1953 – تیموری ابراهیم. عصر بی خبری یا پنجاه سال استبداد در ایران: تاریخ امتیازات. تهران: اقبال. 1332. 411 ص.[Теймури Э. Эпоха безвременья или история концессий в Иране. Тегеран: Экбаль, 1953. 411 с.]
Рецензия
Для цитирования:
Арабаджян З.А. Россия и Англия в борьбе за железнодорожные концессии в Персии. Вестник РГГУ. Серия “Политология. История. Международные отношения.”. 2024;(5):99-110. https://doi.org/10.28995/2073-6339-2024-5-99-110
For citation:
Arabadzhyan Z.A. Russia and England in the struggle for railway concessions in Persia. RSUH/RGGU Bulletin Series "Political Science. History. International Relations". 2024;(5):99-110. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2073-6339-2024-5-99-110