МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ: ИСТОРИЯ, ИСТОРИОГРАФИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ
Исследование наглядно демонстрирует состояние российской дипломатии данных (Data Diplomacy) и выявляет особенности ее формирования. Дипломатия данных включает в себя использование государством искусственного интеллекта (ИИ), аналитики «больших данных» (Big Data) и иных технологических новинок для проектирования влияния на зарубежную аудиторию, противостояния зарубежной интернет-пропаганды и решения иных внешнеполитических задач. Статья состоит из двух разделов. В первой части исследования рассматриваются этапы становления цифровой дипломатии инструментом внешнеполитического влияния России и анализируются первые шаги официальной Москвы по интеграции Big Data в свою дипломатию. В следующем разделе выявляются тенденции и перспективы современной дипломатии данных РФ, а также представляются прогнозы ее дальнейшего развития. Авторы констатируют заинтересованность российского руководства в дипломатии данных как аналитическом треке внешнеполитического прогнозирования и комплекса новых инструментов дипломатии. Выводы исследования могут быть использованы в практическом аспекте дальнейшего развития дипломатии данных России и в научном аспекте изучения ее роли в отечественной внешней политике.
В статье анализируется процесс выработки и реализации торговой стратегии Соединенных Штатов Америки в отношении Китайской Народной Республики в 2018–2020 гг. Автор пытается не только описать ход событий, но и комплексно изучить особенности процесса принятия решений в сфере торговли при Дональде Трампе.
Президент придерживался жесткой позиции и считал, что максимальное давление вынудит Пекин пойти на уступки. Можно выделить два аспекта, которые снизили эффективность этой стратегии. Первое: особенности личности Д. Трампа дестабилизировали дипломатический процесс. Непоследовательность и частые изменения в риторике углубили кризис китайско-американских отношений. Второе: изначально президент не понимал, как работает система принятия внешнеполитических решений. Создание команды по вопросам торговли заняло почти год. В итоге была сформирована группа, которой удалось выработать план взаимодействия с КНР, а также заручиться одобрением со стороны Конгресса. Однако она не смогла наладить систему постоянной коммуникации с президентом, который даже в период переговоров открыто противоречил позиции американской делегации.
Таким образом, несмотря на относительно эффективную систему принятия решений (с точки зрения структуры: советники, сотрудничество с профильными комитетами в конгрессе), Трампу не удалось создать долгосрочную стратегию для урегулирования коммерческих отношений между США и КНР.
СТРАНЫ И РЕГИОНЫ МИРА: ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ И МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Статья посвящена анализу привлекательности высшего образования и необходимости его использования в качестве одного из ресурсов интеграции. Ставится цель оценить практические результаты деятельности России по привлечению иностранных студентов из стран евразийского пространства, которые являются приоритетными для национальной внешней политики, в российские университеты. В ходе исследования на примере стран G20 выясняется корреляция высшего образования с экономической составляющей мягкой силы и интеграционным потенциалом государств. Таким образом, автор предлагает по-новому посмотреть на важность привлекательности высшего образования, которое предлагает государство. Так как потоки иностранных студентов образуют связи между странами, в качестве метода измерения интенсивности связей был выбран сетевой анализ. С целью оценить интеграционный потенциал евразийских стран был использован кластерный анализ, а именно метод К-ядер. Такие виды анализа удобны для интерпретации результатов, потому что они схематичные и обладают высокой наглядностью. При сравнении интенсивности связей между Китаем и лидирующими в образовательной сфере западными странами, с одной стороны, и между Россией и странами ЕАЭС и ШОС, с другой стороны, был сделан вывод: несмотря на то что цель привлечения иностранных студентов, поставленную в 2008 г., можно считать выполненной, интеграционный потенциал на евразийском пространстве еще не раскрыт. По результатам исследования были сделаны рекомендации по улучшению сферы российского высшего образования и практические предложения по углублению сотрудничества в этой области со странами, входящими в ряд близких партнеров.
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ
Настоящая статья посвящена анализу публичных коммуникативных практик президентов США и России, которые выстраиваются на основании правовых норм, политической культуры и сложившихся национальных традиций. Основой для исследования послужило сопоставление ключевых жанров публичных коммуникаций президентов в США и в РФ: посланий парламентам, инаугурационных и кризисных речей, пресс-конференций, интервью 2000–2008 гг. В качестве ведущих методов исследования использовались компаративный (сравнительно-сопоставительный анализ) и дескриптивный.
В результате проведенного исследования выяснилось, что в практике США и России в данном случае практически совпадают жанры посланий и инаугурационных речей. Это не случайно, так как институт президентства в России гораздо моложе, и ключевые жанры публичных коммуникаций заимствованы из западных практик. Однако есть и определенная специфика. В частности, в публичных коммуникативных практиках американских президентов достаточно часто используется жанр кризисных речей. В России же практика кризисных речей используется как риторический инструмент президентской коммуникации значительно реже. В качестве исключения можно привести президентские выступления в отношении самых критических событий, как правило, они транслируются в записи.
В статье подчеркивается, что в качестве ноу-хау президентской коммуникации в России используется формат многочасовых прямых линий с президентом, транслируемых федеральными телеканалами. Значительно чаще используется российскими президентами жанр пресс-конференций. Своеобразие коммуникативным практикам придает риторика, используемая конкретными президентами.Статья посвящена анализу фармакологической теории “Set and Setting” (установки и окружающая среда) в американском социокультурном контексте XXI в. и фокусирует внимание на основных коллективных факторах, которые оказывают влияние на возникновение и подъем третьей волны популярности запрещенных веществ в американском обществе, таких как кризис идентичности, расовый и гендерный раскол, социальные противоречия, а также утрата доверия граждан США к власти на фоне пандемии COVID-19 и экологической катастрофы. Применяя компаративный метод для сравнения «психоделического ренессанса» 2010-х гг. с «психоделическим расцветом» 1960-х гг., используя публицистику, психоделические кинотексты и описания музыкальных фестивалей в качестве источников, автор рассматривает влияние внутриполитической ситуации в США на: 1) популяризацию ЛСД, псилоцибина и других психоделических веществ; 2) продвижение психоделического направления в современной популярной культуре США, а именно в кинематографе и фестивальной деятельности; 3) результативность современных психоделических исследований.