Preview

Вестник РГГУ. Серия “Политология. История. Международные отношения.”

Расширенный поиск
№ 3 (2023)
Скачать выпуск PDF

ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ

12-27 207
Аннотация

В статье анализируется деятельность ЮНЕСКО по реализации исследовательского проекта «Методы в политической науке» в первые годы после окончания Второй мировой войны. Итогом осуществления данного проекта стало признание политической науки в качестве самостоятельной дисциплины мировым академическим сообществом. Одним из ключевых событий в ходе работы над проектом стало проведение в сентябре 1948 г. в Париже международной конференции «Методы в политической науке», участники которой достигли принципиального соглашения о содержании предметной области формирующейся дисциплины, при этом, однако, отметив, что приведенный перечень предметов не претендует на исчерпывающую полноту или строгую логичность. Как показало обращение к копиям архивных документов, размещенным на сайте ЮНЕСКО, впоследствии данный перечень претерпел определенную корректировку, но, тем не менее, именно он стал основой для дальнейшего плодотворного сотрудничества ученых и специалистов из разных стран, занимающихся изучением различных сторон социально-политической действительности. На конференции был также сформирован Подготовительный комитет по созыву и организации работы учредительной конференции Международной ассоциации политической науки (МАПН), которая состоялась ровно год спустя, в сентябре 1949 г.

28-47 220
Аннотация

В марте 2023 г. исполнилось тридцать лет со дня принятия ученым советом РГГУ решения об открытии отделения политологии в Историко-архивном институте РГГУ. За эти годы был пройден долгий путь становления и развития образовательных программ по политологии и научно-педагогических школ в области политической науки. В статье на основе документов ученого совета, архивных делопроизводственных документов и интервью проанализированы институциональные и научные основания появления и формирования политологических программ в РГГУ, основные направления научных исследований. Определена специфика генезиса научно-образовательного проекта в области политологии в РГГУ по сравнению с другими университетами, основные этапы его развития, кадровый состав, особенности учебных программ, подготовка научно-педагогических кадров, сферы деятельности выпускников.

Показано, что возникновение политологических программ в РГГУ определялось уникальностью условий, сложившихся в научно-образовательной сфере в начале 1990-х гг.: в этот период советские нормы в сфере образования и науки уже не действовали, а новые еще не сформировались. Это дало возможность развернуть эксперименты, позволившие обрести свое лицо университету в целом и политологическим программам в частности. Идеи основателей политической науки и политологического образования в РГГУ, которые были заложены в начале 1990-х гг., не потеряли своего потенциала и актуальности и сегодня, когда российская высшая школа вновь вступила на путь серьезной трансформации.

48-66 126
Аннотация

Не вызывает серьезных сомнений, что эволюция мира политического протекает вместе с трансформацией его понятийно-категориального аппарата. Процесс необратимых перемен в этой сфере коснулся сегодня и такого базового для общественных наук понятия, как суверенитет. В рамках настоящей статьи было установлено, что альтернативные взгляды на двухстороннюю структуру суверенитета делают содержание этого понятия более объемным и требуют применения дополнительных средств, облегчающих его понимание. Одним из доказательств такого положения дел выступает весьма распространенная в политической науке классификация С. Краснера. Критический анализ последней, однако, не смог закрепить за типологией известного ученого приверженности основному научному принципу – объективности. В целях преодоления авторского субъективизма, приведшего к избирательному деактивированию одной из двух сторон суверенитета, было принято решение о теоретическом конструировании специальных подходов к пониманию суверенитета. Для выявления сторонников и оппонентов каждого из сформированных дискурсивных направлений была использована более строгая матрица, известная в политологии под словосочетанием «Большие споры». Применение последней, в соответствии с аксиоматическим методом, стало символом небезуспешной попытки проведения «методологической триангуляции», актуализировавшей разносторонний взгляд на понятийную структуру суверенитета.

СТРАНЫ И РЕГИОНЫ МИРА: ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ И МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

67-79 190
Аннотация

Статья посвящена изучению роли Италии в процессе присоединения Хорватии к евроатлантическим институтам. Цель работы состоит в том, чтобы на примере итало-хорватских отношений определить роль стран Европы в процессе европейской интеграции постсоциалистических государств и их вступлении в НАТО. В рамках исследования были подробно рассмотрены труды и высказывания ведущих итальянских ученых и политиков, касающиеся оценки места Балканского региона во внешней политике Италии. Последовавший далее детальный анализ двустороннего сотрудничества государств помог определить ключевые области взаимодействия, повлиявшие на сближение Загреба с Европейским союзом и Североатлантическим альянсом. В конечном итоге был сделан вывод, что Италия сыграла весомую роль в интеграционных процессах Хорватии, предприняв в рамках итало-хорватских отношений несколько основных шагов, которые ускорили вступление западнобалканской республики в ЕС и НАТО. Каждый из вышеупомянутых пунктов межгосударственного взаимодействия был детально рассмотрен для более точного выявления особенностей отношений двух стран в контексте расширения евроатлантических институтов. По результатам исследования была определена универсальная модель сотрудничества, которая в дальнейшем может быть использована также и для изучения других аналогичных случаев.

80-94 156
Аннотация

В статье рассматриваются элементы федеративной государственности, которые в начале 1960-х гг. достались обретающей независимость Нигерии от уходящих британских колонизаторов. Из предпринятого автором анализа следует, что это наследие было двойственным. С одной стороны, благодаря разработанной и внедренной бывшей метрополией федеративной схеме до сегодняшнего дня удается сохранять целостность некогда условного социально-политического пространства, ныне называемого Нигерией; с другой стороны, созданная Лондоном федерация оказалась национально-территориальной, т. е. изначально обремененной множеством врожденных пороков и потенциальных рисков. Наделив каждую из трех доминирующих в Нигерии этнических групп – хауса-фулани, йоруба и игбо – собственным субъектом федерации в лице Северного, Западного и Восточного регионов и тем самым сплавив воедино этнос и территорию, бывшая метрополия встроила в основания возводимого федеративного здания предпосылки для мощного этнического конфликта. После предоставления независимости, состоявшегося в 1960 г., этот конфликт вырвался на поверхность; он дестабилизировал Нигерию на протяжении всего существования Первой республики 1960– 1966 гг., едва не разрушив федерацию, спровоцировав сецессию Биафры и последовавшую за ней кровопролитную гражданскую войну. В полной мере последствия британского федеративного эксперимента Нигерии не удалось преодолеть до сих пор – именно поэтому их изучение представляется важным.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ РИСКИ: МИРОВОЙ ОПЫТ И РОССИЙСКАЯ СПЕЦИФИКА

95-107 110
Аннотация

Статья посвящена анализу проблемы управления рисками в сфере мировой политики, значимость которой возрастает в условиях современного геополитического кризиса. Целью исследования является рассмотрение проблемы восприятия рисков в политической перспективе; обоснование применения когнитивно-нарратологического подхода к ее исследованию; описание технологий риск-рецепции как механизма формирования одного из видов стратегических нарративов; оценка перспектив применения некоторых технологий манипулирования восприятием рисков в сфере международных отношений. Проведен анализ научных публикаций по проблемам восприятия риска, выделен ряд междисциплинарных направлений, представляющих ценность для политической науки. Обосновано применение когнитивно-нарратологической методологии и концепции стратегических нарративов при исследовании проблем восприятия риска. Операционализация концепций управления восприятием рисков в практике международной коммуникации осуществлена на примере технологий стратегического планирования корпорации RAND – американского аналитического центра по изучению глобальной политики. Приведено описание принципов действия технологий риск-рецепции (технологий управления восприятием рисков), показано, что механизм их применения включает воздействие на когницию «восприятия», или «рецепции». На примере одного из видов стратегических нарративов дана оценка перспектив применения некоторых технологий манипулирования восприятием рисков в сфере международных отношений.

108-121 151
Аннотация

В статье рассматриваются онлайн-формы гражданского участия молодежи в цифровом пространстве, направленные на защиту гражданских прав, выражение политических позиций, демонстрацию отношения к принимаемым решениям органами власти. Зачастую гражданская активность молодежи выходит за рамки социальных задач и вопросов (волонтерство, участие в социальных проектах и др.), приобретает политизированный характер в связи с зависимостью многих решений от органов власти. Поэтому в статье гражданское участие рассматривается во взаимосвязи с политической активностью молодежи. Доказано, что излишняя свобода действий и бесконтрольность в социальных медиа, доступность разных информационных каналов, снижение доверия и лояльности к официальным источникам информации создают зону социально-политических рисков проявления протестной гражданской активности молодежи, которая попадает под влияние манипуляторов (инфлюенсеров) и усиливается как в онлайн-, так и офлайн-форматах. В ходе экспертного опроса было установлено, что в результате онлайн-коммуникации проявляются контентные, коммуникационные, электронные и идеологические социально-политические риски, последствием которых могут быть деструктивные действия со стороны молодых граждан в социальных сетях (критика, осуждение, буллинг, дезинформация, агрессия и т. д.) в отношении политической системы. Благодаря принятию своевременных институциональных мер возможно управление цифровым пространством, и в частности, социально-политическими рисками гражданского участия молодежи в современной России.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ

122-137 370
Аннотация

Институт роспуска парламента необходим для разрешения конфликта между парламентом и правительством. Роспуск парламента следует как результат вынесения вотума недоверия правительству, а также в предписанных законом случаях. Один из наиболее частых вариантов – роспуск по инициативе премьер-министра для создания преимуществ правящей партии на досрочных выборах. В статье выделяются новые тенденции в развитии института роспуска парламента в парламентских системах. Одна из них – более редкое его использование для преодоления кризиса во взаимоотношениях ветвей власти. Автор утверждает, что роспуск парламента постепенно превращается из института субъективного усмотрения премьер-министра и правительства в правовой способ разрешения тупиковых ситуаций в политическом процессе. Этой цели служат конституционно-правовые ограничения на роспуск, которые широко распространены в законодательстве многих парламентских стран. Автор отмечает, что сегодня происходит конституционализация института роспуска с одновременной деполитизацией этого института, а именно – сужением свободы выбора акторов, прежде всего премьер-министра. При этом в современных парламентских системах наблюдается разный объем законодательных ограничений на роспуск. Автор анализирует такую разновидность ограничения на роспуск, как установление фиксированной даты выборов в парламенты Великобритании и Канады. В статье утверждается, что на практике это ограничение не ведет к ослаблению премьер-министра в вопросах роспуска. Сделан вывод о том, что, несмотря на новации в развитии института роспуска парламента, парламентская система остается гибкой, давая возможность использовать роспуск как механизм разрешения политических разногласий.

138-153 131
Аннотация

В статье проведен анализ феномена религиозных партий на постсоветском пространстве. Показано, что они формировались либо в форматах исламских партий, либо христианско-демократических. Выделяются государства, которые вводят запрет на создание партий по религиозному признаку, и те, что допускают их существование. Показаны предпосылки появления подобных ограничений. Отдельно анализируется случай Таджикистана, где подходы к возможностям легального существования религиозных партий принципиально менялись. Проанализированы также и другие критерии, связанные с религиозной сферой и ограничивающие деятельность партий (пропаганда религиозной розни и вражды, финансирование партий религиозными структурами и т. д.). Результаты анализа представлены в табл. 1. В статье показано, что исламские и христианско-демократические партии проявляют себя на постсоветском пространстве в качестве оппозиционных. Проанализированы предпосылки и факторы, ценностные основания такой ситуации. Показано, что исламские прото-партии и движения, предлагающие альтернативный проект государственности, могут существовать только в нелегальном формате, а христианско-демократические партии, приобретающие национально-государственную специфику, могут быть как оппозиционными, так и поддерживающими действующую власть в зависимости от ее политического курса. Проанализированы причины институциональной слабости религиозных партий, и сделан вывод об отрицательном результате проектов создания религиозных партий на постсоветском пространстве.

154-169 255
Аннотация

Статья посвящена анализу политического проектирования образа будущего России как инструмента государственной политики и его потенциала по поддержанию социально-политической стабильности страны. Исследуется сущность политического проектирования; приводится обоснование влияния образа будущего на социально-политическую стабильность; рассматривается возможность и особенности проектирования образа будущего России; иллюстрируется значимость проекта образа будущего с учетом общественного мнения россиян. Результаты исследования демонстрируют, что в массовом сознании россиян образ будущего носит гибридный характер. Он характеризуется частичной фрагментарностью и неопределенностью в отдельных сферах жизнедеятельности, что усиливает риски социально-политической дестабилизации. Основываясь на эмпирической социологической информации, авторы приходят к выводу о том, что сформировавшийся в российском обществе образ будущего состоит из ядра и периферии. Наиболее устойчивыми и слабо изменяемыми его элементами являются ценностные ориентации граждан. Они составляют ядро образа будущего. Изменчивость в зависимости от влияния внешних и внутренних факторов характерна для периферийных компонентов. К ним можно отнести прогноз граждан своего материального положения, уровень тревожности в отношении будущего, отношения общества и власти, фиксирующие социально-психологическое настроение и состояние социума, и другие. Достаточно устойчивым является мнение россиян о том, что в основу возрождения будущей России должны лечь такие понятия, как «справедливость», «мир», «порядок», «закон» и «права человека». Проводя мониторинг актуальных потребностей, интересов и запросов российского общества, органы власти могут спроектировать оптимальную модель образа будущего России, в основе которой лежали бы разделяемые, культивируемые и воспроизводимые социумом установки и ценности. Такое проектирование должно базироваться на принципах научности, системности, верифицированности и актуальности, чтобы способствовать поддержанию социально-политической стабильности России.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6339 (Print)