Preview

Вестник РГГУ. Серия “Политология. История. Международные отношения.”

Расширенный поиск
№ 3 (2024)
Скачать выпуск PDF

ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ

12-29 195
Аннотация
В первой части статьи представлены результаты многолетней работы отдела сравнительных политических исследований ФНИСЦ РАН по развитию отечественной институциональной политологии в части разработки адекватного российским реалиям понятийно-категориального аппарата. Представлены созданные идеал-типические конструкты «политическое поле», «поле господства» «политика современного типа», «политическая/эмансипаторная власть», «господство как форма неполитической власти». Дано их теоретико-методологическое обоснование, раскрыт аналитический потенциал для изучения незавершенной институционализации политического порядка в России и выявления ресурсов трансформативной политики. Сквозной сюжет второй части статьи – возможности расширения горизонта исследований политико-властных отношений через оптику концепций господства, трактуемого как социальная патология современных демократий. Обозначены политико-философские и теоретические основания современного научного дискурса и концепций господства, критерии концептуальной дифференциации форм власти, опыт операционализации концептов. В заключительной, эмпирической части исследования с опорой на анализ первичных данных пяти волн общероссийских опросов доказана продуктивность аналитического инструментария концепций господства для изучения характера институциональной среды России. Рассмотрены характер и проявления власти в форме господства в российской политии. Доказана взаимосвязь между процессами пролиферации социальных отношений господства и деформированием политического поля, снижением ресурсов социума и потенциала политических инноваций в России.
30-46 84
Аннотация
В статье в сопоставительном ключе рассмотрена практика количественного анализа больших текстовых данных в российской и зарубежной политической науке на примере использования базы данных GDELT (Global Database of Events, Language, and Tone). На основе обзора научных публикаций отечественных и зарубежных исследователей показано разнообразие исследовательских задач, которые позволяют решить данные GDELT. При этом задачи, решаемые отечественными политологами посредством данных GDELT, носят преимущественно описательный характер, тогда как для работ зарубежных ученых характерна инкорпорация данных GDELT в сложные математические модели с целью определения характера и направления связей между переменными. Выявлено, что исследовательская вариативность обусловлена широким функционалом, которым обладает база GDELT. К основным преимуществам использования GDELT автор относит, во-первых, возможность проведения автоматизированного ивент- и контент-анализа больших текстовых данных, во-вторых, дополнительную опцию для операционализации и валидизации политических явлений и процессов, в-третьих, возможность для фальсификации результатов проведенного анализа. В качестве ограничений работы с базой определены, во-первых, несовершенство онтологии CAMEO, во-вторых, неполнота данных, содержащихся в базе, в-третьих, технические ограничения работы с базой GDELT. В связи с этим автором сделан вывод о необходимости крайне осторожного применения данных GDELT, тестируя в каждом конкретном случае эти измерения на валидность.
47-61 152
Аннотация

Став популярным термином на рубеже ХХ–XXI вв., популизм в то же время в силу ряда причин остается одним из наиболее сложных для исследования общественно-политических явлений. Скепсис в научном сообществе касательно этого феномена был настолько велик, что известные политологи ставили под сомнение целесообразность его употребления или вовсе предлагали отказаться от него. В статье анализируется путь, который прошла политическая наука в деле изучения популизма. Автор рассматривает точки зрения политологов из разных стран, суммирует их выводы и заключает, что к настоящему времени академическому сообществу удалось найти ключевые признаки, позволяющие составить каркас популизма как научно исследуемого явления. Однако говорить об универсальной концепции столь глубокого и многогранного феномена представляется едва ли возможным. По этой причине столь же дискуссионным остается вопрос, какую партию можно отнести к разряду популистских.

Утверждение о том, что популизм является идеологией, представляется, на наш взгляд, не совсем рациональным. Этим термином принято обозначать совокупность тех или иных идей, например либерализм или консерватизм, тогда как популизм, напротив, не имеет конкретных идей, представляя собой описанный выше стиль поведения в рамках партийнополитической системы.

СТРАНЫ И РЕГИОНЫ МИРА: ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ И МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

62-75 79
Аннотация

В статье рассматриваются вопросы сущности и содержания информационной политики Организации Договора о коллективной безопасности. На основе анализа научных работ сделан вывод о том, что, несмотря на множество определений информационной политики, не выявлено дефиниции, претендующей на ее использование в качестве базовой.

Автор определяет объекты, субъекты, предмет и цели информационной политики ОДКБ. В частности, делает вывод, что в качестве активного субъекта информационной политики выступает государство/группа государств в лице своих полномочных институтов и организаций, осуществляющих различные функции управления для достижения общественного блага. Также формулируются основные функции информационной политики ОДКБ, прежде всего те, что ориентированы на укрепление системы коллективной безопасности. Проведенное исследование позволило в качестве рабочей дефиниции предложить использование следующего определения: «Информационная политика Организации Договора о коллективной безопасности – это особая область международного военно-политического сотрудничества государств-членов по формированию и реализации целей, принципов, направлений и форм согласованной деятельности в информационной сфере, направленных на укрепление и совершенствование коллективной безопасности».

76-88 157
Аннотация
В статье анализируется проблема поиска идеологической базы Евразийского экономического сообщества в контексте развития молодежной политики. Актуальность исследуемой темы обусловлена не только сложностью международной обстановки, сопровождающей становление нового мирового порядка в формате полицентризма, но и необходимостью консолидации усилий стран-партнеров ЕАЭС в условиях беспрецедентного экономического и санкционного давления на Россию и ее союзников. Целью исследования является определение параметров идеологической базы ЕАЭС с учетом запросов молодежи, проживающей в странах интеграционного объединения. Для достижения цели посредством использования системного и цивилизационного подходов, историко-сравнительного метода были решены следующие исследовательские задачи: охарактеризованы проблемы идеологического самоопределения постсоветских стран; определены ключевые элементы общей идеологии ЕАЭС для молодого поколения. По результатам анализа были сформулированы предложения, которые могут быть использованы в политической практике, связанной с созданием и усовершенствованием идеологической базы ЕАЭС как наиболее динамично развивающейся интеграционной структуры на постсоветском пространстве. Ключевые положения исследования прошли апробацию в ходе ситуационного анализа, реализованного в рамках Международной экспертной сессии «Точки Роста – Киргизия» (г. Бишкек, Иссык-Кульская область, Кыргызская Республика, 26–30 сентября 2022 г.).
89-102 139
Аннотация
Статья посвящена анализу агропродовольственной политики в Боливарианской республике Венесуэла. С помощью исторического анализа было установлено, что основными проблемами в сельскохозяйственной отрасли страны является ее острая зависимость от агропродовольственного импорта, асимметрия в структуре землевладения и высокий уровень урбанизации. С опорой на институциональный анализ и компаративный подход были выявлены преимущества и недостатки главных государственных программ по реализации стратегии продовольственного суверенитета, используемой в качестве инструмента по исправлению кризисной ситуации. В частности, было установлено, что получение продовольственной помощи и доступность субсидируемых правительством продуктов питания купировали у граждан страны желание трудиться в сельской местности. Установлено, что, вопреки полезности для фиксированного числа граждан страны, профильные правительственные программы по «ре-крестьянизации» и «аграризации» населения не способствовали существенному увеличению площади культивируемых земель, а также не спровоцировали ожидаемый рост производительности растительных культур. Доказывается, что дефицит отечественных продуктов питания, возросший ввоз продовольствия и демографическая диспропорция вынудили правительство Венесуэлы отступить от постулатов концепции продовольственного суверенитета в пользу обеспечения продовольственной безопасности страны «любыми доступными средствами».
103-119 129
Аннотация
В Докладе Специального докладчика ООН по вопросу о положении в области прав человека и основных свобод коренных народов от 2011 г. саамские парламенты впервые были названы важными моделями самоуправления коренного народа и его участия в принятии политических решений. Более того, в докладе отмечалось, что другие страны могут брать пример со Скандинавских стран, а именно с Норвегии, Швеции и Финляндии, и развивать похожие институты. Чтобы понять, почему саамские парламенты являются одной из лучших современных моделей политического представительства коренного народа, необходимо проанализировать эту модель с разных сторон. В статье рассматриваются следующие вопросы: кто имеет право голоса, какой уровень явки наблюдается на выборах, как сформирована система избирательных округов, кто может принимать и принимает участие в выборах в качестве кандидатов, кто представлен в парламентах, кем осуществляется контроль за отбором представителей и, наконец, расширяет или ограничивает подобная система выборов возможности саамского народа по политическому участию. Автор приходит к выводу, что система выборов в саамские парламенты способствует повышению политического участия саамов благодаря облегченному доступу к регистрации в реестре избирателей. При этом система выборов в Саамский парламент в Норвегии является наиболее эффективной как с точки зрения уровня политического вовлечения саамов, так и с точки зрения уровня репрезентативности, что связано с наиболее либеральными критериями к регистрации в реестре избирателей и с особой организацией системы избирательных округов.
120-132 116
Аннотация

В статье рассматривается как внутриполитическая обстановка, так и интересы других стран в Казахстане. Автором высказывается мнение, что после январских событий 2022 г. действующий президент Казахстана начал избавляться от политического влияния первого президента республики. Сейчас вся власть в стране сконцентрирована в руках президента Токаева. Но с новой властью поменялся и политический курс Казахстана, который характеризуется охлаждением отношений с Россией.

Отмечается, что Казахстан является объектом особого интереса сразу четырех цивилизаций: российской, западной (США), ближневосточной (Турция), восточной (Китай). Если Россия и Китай хотят видеть Казахстан стабильным, независимым и развивающимся партнером, то США рассматривают Казахстан как средство достижения своих геополитических целей, который в будущем вполне может стать жертвой американской «демократии» в борьбе против России. Турция же стремится объединить тюркские государства под своим началом, поэтому рассматривает Казахстан как средство увеличения своих геополитических возможностей.

В заключении делается предположение о том, что в случае дальнейшего охлаждения отношений с Россией существует опасность превращения Казахстана в сателлита США, последствием этого может стать потеря его государственного суверенитета.

133-148 159
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы, способствующие оценке роли мусульманского населения Франции в президентских выборах, проходивших в стране в XXI в. В частности, раскрываются специфические особенности участия избирателей-мусульман в каждой из состоявшихся избирательных кампаний. Обобщается ряд статистических данных, позволяющих количественно и качественно оценить роль «исламского фактора» в выборных процессах Пятой республики. Одновременно с этим в статье демонстрируется динамика отношения кандидатов на пост главы государства и французского народа к «мусульманскому вопросу», необходимость проработки которого тесно связана как с внутренней, так и с внешней политикой страны. Помимо этого, статья обращает внимание исследователей на неоднозначность понимания населением республики (как обывателями, так и политиками) понятия «светскость», которое входит в «набор» базовых республиканских ценностей, демонстрирует основные подходы к пониманию ее сущности. Фактически в рамках работы автором обосновывается необходимость постоянного мониторинга отношения мусульманского населения Франции к избирательным процессам (в особенности – к президентским выборам) в стране с целью возможности «предсказания» результатов голосований и, как следствие, с целью адекватного и оперативного реагирования на итоги избирательных кампаний.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ

149-170 65
Аннотация
Основную идею данной статьи можно сформулировать следующим образом. Основная задача политической науки – на основе обобщения исторических и современных данных, выявленных исследователем, прогнозировать будущие состояния политических процессов. Применительно к задаче изучения политических идентичностей современной российской молодежи это означает, что для политолога целью изучения нынешнего их состояния является прогнозирование различных вероятных вариантов их будущих трансформаций и соответствующих возможных рисков. Точность прогноза обеспечивает его метод. Настоящая публикация посвящена доказательству необходимости учитывать при политологическом исследовании политических идентичностей их предрасположенность к изменениям, которые авторы условно обозначили как «конвертации». Это предрасположенность к тому, что в границах понятия, посредством которого сознание человека определяет присутствие той или иной ценности в мотивациях его участия в общественно-политической жизни, происходит обмен одного смысла на другой. К тому, чтобы ключевые ценности, связи между которыми превращают гражданскую идентичность в систему и привязывают ее к другим ценностным основам, не утрачивали их мотивационную значимость участия в политике в условиях радикальных изменений последней. Иными словами, суть «конвертации» состоит в трансформации в сознании гражданина прежнего смысла ценностных основ политической идентификации в новый смысл, более адекватный изменившимся обстоятельствам
171-183 167
Аннотация
В статье анализируется процесс формирования молодежных политических лидеров в нашей стране. В целях всестороннего анализа, выявления проблем и перспектив в данном направлении автором разбираются особенности молодого поколения, сущностные аспекты феномена молодежного политического лидерства, а также результаты исследований на данную тему. Автор приходит к выводу о необходимости формирования молодежных политических лидеров в нашей стране, которые станут для молодых граждан ориентиром для движения в социально-политическом пространстве. Однако в ходе реализации этого процесса необходимо учитывать ряд факторов и обстоятельств. Во-первых, требуется более детальное изучение молодого поколения в целом и отдельных его возрастных когорт в частности с точки зрения ценностных ориентаций, потребностей и мировоззренческих установок. Во-вторых, молодежные лидеры в силу их возраста и нехватки опыта нуждаются в наставничестве со стороны старшей когорты элит, в рамках которого они должны восприниматься как самостоятельные акторы на политическом поле. В-третьих, исследование личностей молодых лидеров показало, что политика рассматривается ими как сфера самореализации и карьерного роста. В результате задача представительства молодежи и отстаивания ее интересов уходит на второй план, что, несомненно, снижает эффективность исследуемого процесса.
184-203 183
Аннотация
В статье исследуются основные характеристики низовой гражданской активности. На данный момент существует много примеров успешного влияния гражданских инициатив на конкретные решения и действия власти. Рост гражданских движений и развитие интернет-технологий привели к тому, что многие инициативы стали формироваться «снизу» от граждан и общественных организаций. Ключевую роль в данном процессе играет взаимодействие между низовыми акторами гражданского общества и представителями власти, в результате которого происходит политическое действие по решению конкретных вопросов. В рамках данной работы дается определение понятия «низовая гражданская активность» и приводятся результаты исследования, где выявлены основные факторы и проблемы, которые влияют на низовую гражданскую активность, а также определены перспективы и тенденции развития низовых гражданских инициатив в Ярославской области. Помимо этого, выявлены технологии и элементы, которые стимулируют развитие низовой гражданской активности. Определенно, активизация низовых гражданских инициатив проявляется несинхронно, что объясняется особенностями конкретного региона и уровнем социально-экономического развития территорий.
204-218 137
Аннотация
Первая четверть XXI в. продемонстрировала значительный прогресс человечества в цифровых технологиях: начиная от мобильной и интернет-связи, ставших общедоступными практически из любой точки Земли, и заканчивая технологиями искусственного интеллекта, способными потеснить творческий труд человека-созидателя. Однако цифровые технологии и достижения последних лет рассматриваются прежде всего как средства повышения комфортности человеческой жизни или бизнес-инструмент, но не как средство создания принципиально нового формата политического режима. Новые информационные технологии имеют потенциал разрешить проблемы политического режима, которые казались неразрешимыми в прошлом: становятся возможными обеспечение тотального политического контроля над гражданином со стороны государства с помощью отслеживающих инструментов (видеокамеры, социальные сети, цифровые денежные транзакции) во времени и пространстве, почти полная привязка материального и социального благополучия человека к уровню его лояльности политическому режиму (цифровые валюты центральных банков, базовый безусловный доход, система социального рейтинга) и т. п. В связи с этим представляется актуальным анализ ряда соответствующих концепций, практик и средств применительно к процессу трансформации политического режима как формы государства.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6339 (Print)