ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ
В статье рассматриваются научные подходы к изучению иностранного вмешательства в национальные выборы, которое оказывает воздействие на внутреннюю и внешнюю политику государств, деформируя систему международных отношений. На основе анализа современной литературы сделан вывод о том, что, несмотря на распространенность указанного явления, научное знание существенно запаздывает в его осмыслении и пока не может предложить обществу и политикам полноценной научной картины происходящего. Автор приходит к заключению, что в цифровую эпоху вмешательство в выборы будет приобретать все более выраженный дистанционный характер, данные о выборах станут все более уязвимыми для кибератак. Эффективности иностранного вмешательства будет способствовать переход к использованию персонализированных и индивидуализированных инструментов, а также снижение качества и достоверности информации в новых источниках, приходящих на смену традиционным СМИ. Ответом на эти вызовы со стороны политической науки могла бы стать новая исследовательская повестка, основные направления которой определены в данной статье и реализация которой могла бы снизить негативный эффект от иностранного вмешательства в выборы.
Термин «институт» применялся мыслителями на протяжении веков. При этом более-менее четкого и единого определения этой категории долгое время не существовало. И сегодня в этой сфере остаются нерешенные противоречия, да и изменчивость представлений очень высока. В статье рассматривается вопрос интерпретации и операционализации одного из ключевых понятий политической науки - «политический институт». Актуальность работы обусловлена недостаточной методологической определенностью данного понятия в современной российской политологии, без чего невозможно исследовать структуру российской политической системы и процесс ее развития, а также проблемы, возникающие в ходе институционализации политической жизни. Научная новизна данной статьи прослеживается в установлении общих тенденций эволюции представлений об институтах и выделении ключевых этапов данного процесса. Рассматриваются и описываются отличия философского и научного взглядов на институты. В рамках каждого из них также выделяются базовые периоды со своими особенностями. Описывается то влияние, которое оказали на развитие институциональных
исследований фундаментальные подходы классической политологии (системный, структурно-функциональный, поведенческий и др.). Отдельно рассматриваются современный (неоинституциональный) этап развития представлений об институтах и процесс формирования «нового взгляда» на них. В заключение предлагается отвечающая требованиям времени интерпретация исследуемой категории.
СТРАНЫ И РЕГИОНЫ МИРА: ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ И МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Статья посвящена механизмам сотрудничества Индии и стран Африканского континента в новейший исторический период. Международная поддержка, которую Индия оказывает многим странам Африки на протяжении десятилетий, подчеркивает политическое стремление индийского руководства выступать от имени государств глобального Юга. Правительство Нарендры Моди акцентирует внимание на общей исторической борьбе индийцев и африканцев против колониальных держав, а также на важности развития сотрудничества в области политики, экономики, энергетики, образования, культуры и гуманитарных проблем. Стороны заинтересованы в разработке новых подходов к защите окружающей среды и тесно сотрудничают в рамках механизма ООН по устойчивому развитию, активно участвуя в формировании и обсуждении климатической повестки. Три успешно проведенных саммита Африка-Индия (в 2008, 2011, 2015 гг.) показали общую заинтересованность в расширении характера и направлений сотрудничества. Более того, Индия, испытывающая острую потребность в первичных энергоресурсах и минералах, видит в Африке не только потенциального поставщика этих ресурсов, но и емкий рынок сбыта своей продукции. В достижении всех перечисленных задач Индия на пути сотрудничества с африканскими странами часто сталкивается с неготовностью африканских коллег к прямому диалогу, а также с противодействием других крупных игроков, действующих в регионе. В их числе ключевую роль играют Великобритания и Китай. Авторы приходят к выводу, что в настоящее время Индия имеет четкую и всеобъемлющую стратегию продвижения своих интересов в Африке и рассматривает континент как стратегический. В то же время в системе сотрудничества Индии и африканских стран сохраняется большое количество переменных, связанных с конкретным процессом взаимодействия и регионального развития.
Несмотря на обширную политическую и правовую практику регулирования статуса президента, прекратившего исполнение своих обязанностей, этот институт по-прежнему остается недостаточно изученным. В статье на основе авторской методики решается задача соотношения формального статуса и неформального влияния экс-президентов государств постсоветского пространства, выделяются модели экс-президентства. Рассматриваются 33 случая экс-президентства в 12 постсоветских государствах в период с 1992 по 2022 гг., по каждому случаю дается количественная оценка по двум критериям (уровень институционализации и уровень субъектности). Автор приходит к выводу о том, что из 33 случаев только 30 % характеризуются сохранением экс-президента в политике, причем из них только в четырех случаях это сохранение не вело к политическим преследованиям бывшего президента. Правовые гарантии сохранения высокой роли экс-президента в политическом процессе не ведут к защищенности экс-президента на практике, поскольку в результате изменения соотношения сил внутри элиты они могут быть пересмотрены или отменены новым президентом. При этом степень конкурентности политического режима также не влияет на защищенность экс-президента от преследования. Слабое законодательное регулирование статуса экс-президента или его отсутствие в конкурентных политических режимах не исключает, что президенты, чей срок полномочий подходит к концу, попытаются продлить их иными способами. В настоящее время только в России и Туркменистане элиты смогли обеспечить сохранение экс-президентов в политическом процессе, не подвергая их при этом преследованиям. Во всех остальных государствах опыт экс-президентства либо еще отсутствует, либо является крайне негативным, связанным с преследованием бывших лидеров по политическим мотивам. Это вызвано тем, что в большинстве государств постсоветского пространства независимо от типа политического режима, так и не появилось устойчивых институциональных практик политической конкуренции, диалога с оппонентами и гарантий деятельности бывших президентов.
Статья посвящена изучению влияния этнических партий на процессы политической мобилизации в государствах Западной Европы. Этнические партии часто рассматриваются как институты, провоцирующие этнические противоречия и конфликты, однако такие партии функционируют во многих европейских странах. В политической науке ведется дискуссия о том, насколько и в каких условиях этнические партии действительно представляют опасность для политической стабильности государства. Этнополитические конфликты предполагают наличие мобилизации этнических групп. В статье убедительно доказано, что этнические партии активно способствуют этнополитической мобилизации. Этнические партии, заинтересованные в подобной мобилизации, создают необходимую для мобилизации инфраструктуру. Проведенный сравнительный анализ этнополитических партий Бельгии, Великобритании и Испании показал, что этнополитическая мобилизация в них значительно различается. Если в Испании протесты в Каталонии угрожали не только общенациональной политической стабильности, но и безопасности граждан, то в Бельгии и Великобритании этнические партии ограничивались лишь мобилизацией граждан для электорального политического участия.
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ
Статья посвящена одному на первый взгляд малозаметному феномену развертывания регионального политического процесса в Республике Дагестан – территориальности. Казалось бы, российским зарубежным исследователям хорошо известна эта характеристика северокавказских регионов. Вместе с тем фактор территориальности нередко игнорируется не только в исследованиях, но и в реальной политической практике. Когда речь заходит о конфликтогенности политических отношений, на первый план выходят социальные, экономические и культурно-исторические факторы. Они действительно более объемны по своему содержанию и силе воздействия, чем территориальность. Авторы обращают внимание на то, что в дагестанской действительности территориальность выступает в качестве связующего звена в генезе конфликтности. На местном уровне в тугой узел затягиваются разнородные противоречия социального, экономического и культурно-исторического характера. Руководствуясь принципами социокультурного подхода и опираясь на широкую трактовку этнотерриториального конфликта, авторы показывают значимость фактора территориальности не только для поземельных отношений в этнитетах и на их границах, но и в целом для содержательного наполнения региональной политики в Дагестане. В статье дана ретроспектива основных этапов формирования и воспроизводства этнотерриториальных сообществ. На некоторых примерах этнотерриториальных конфликтов последних лет показана опасность недооценки фактора территориальности в процессе управления локальными конфликтами. Авторы приходят к выводу о необходимости выработки научно обоснованной федеральной политики регионального развития Северного Кавказа, в которой территориальность понимается как узловой элемент государственного управления.
Современное цифровое развитие общества диктует политическим партиям не только заниматься повседневной деятельностью, которая традиционно характерна для них, но и развивать свое цифровое
присутствие в интернет-пространстве. В статье рассматривается имидж политических партий России в рамках развития цифрового общества, доказывается необходимость использования партийных официальных аккаунтов в социальных сетях, объясняется взаимосвязь дальнейшего продвижения политических партий среди населения России и активное ведение своих пабликов. Доказывается, что подобная деятельность должна способствовать привлечению в свои ряды новых партийных членов или позволит партиям улучшить свой имидж. Статья написана по результатам исследования партийных телеграмм-каналов и аккаунтов в социальной сети «ВКонтакте». Выделен ряд коммендаций по дальнейшему формированию имиджа политических партий в условиях цифровизации. Выводы исследования могут быть использованы для дальнейшего изучения имиджа политических партий в рамках цифрового развития российского общества, а также могут быть использованы политическими партиями, специалистами по связям с общественностью в плане развития и продвижения партийных аккаунтов в социальных сетях.
В статье рассматриваются проблемы, связанные с особенностями имиджевых стратегий лидеров системных политических партий современной России. Особое внимание уделяется констатации, что выборы играют важнейшую роль в любом современном государстве, называющем свой политический режим демократическим. К числу демократических моделей государства относится и Российская Федерация, в которой конституционно закреплены электоральные процедуры избрания властных институтов. Одновременно обосновывается, что избирательные процессы могут иметь место и в странах с другими политическими режимами и чаще всего происходят в условиях ограниченной свободы, полицейского давления, угроз работникам со стороны работодателя, страха населения перед репрессивными действиями государства и т. д. Проведение выборов в таких условиях принимает декоративный характер и не может быть признано легитимным. Авторами высказывается предположение о том, что реализация возможности определения народной воли зависит от множества факторов, главными из которых являются высокий уровень политической культуры граждан и сильное гражданское общество, способное защищать свои права. Именно поэтому проведение свободных, конкурентных и регулярных выборов – важнейший аспект общественно-политической жизни населения демократических стран. Описана специфика обращений лидеров политических организаций, целей, которые они ставят для решения проблем в стране и обществе, создания и манипулирования определенными образами, формирующими социально-психологические условия, способные создавать определенное информационное пространство, и вызывающими эмоциональный отклик, побуждающий избирателя к электоральному действию.
В статье рассматриваются события Июльского кризиса, действия Николая II, ключевых дипломатов по недопущению превращения кризиса в полномасштабную войну, причины, по которым компромисс оказался невозможен. Большой объем документов, опубликованных МИД РФ, позволяет восстановить и подробно проанализировать действия российской стороны, дипломатов Австро-Венгрии, Германии и Сербии.