МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИИ, ИСТОЧНИКИ, ИСТОРИОГРАФИЯ
Цель данной работы заключается в исследовании концепции государства, которая появляется в трудах конца XIX в. Н.М. Коркунова. После краткого биографического введения, где описываются жизнь и труды правоведа, кратко излагаются его воззрения о государстве в контексте с современной ему немецкой юриспруденцией.
Коркунов исключил как существование правосубъектности государства, так и существование единой государственной воли, рассматривая их скорее как простые юридические фикции, поскольку они не были явлениями, присущими общественной жизни. Исходя из реалистического подхода, единственным явлением реальности, которое никоим образом не могло бы представлять собой фикцию или средство правовой природы, было бы, во всяком случае, государственное господство как единственный элемент государства, воспринимаемое конкретным человеком.
Представленные выводы подтверждают оригинальность мышления Н.М. Коркунова с методологической точки зрения. Его подход позволяет ему считаться одним из отцов социологии права.
В статье проводится сравнительный анализ процессов приспособления сформировавшихся в США дисциплин (“ecological anthropology”, “environmental history”) к отечественной этнографии и истории соответственно. Попытку институционально оформить особую науку, находящуюся на границе предметных полей экологии и этнографии, первым предпринял еще в начале 1980-х гг. В.И. Козлов. В результате его активных действий за обширной областью, изучающей смежные с экологией и этнографией проблемы, закрепилось название «этническая экология». Дословный перевод «экологическая антропология» и «этноэкология» (в том значении, в котором термин используется на Западе) в России обычно применяется только при описании зарубежной традиции.
При формировании отечественной экологической истории наблюдался прямой перенос зарубежной традиции на российскую почву, поддержанный активностью иностранных институций. Поэтому проблема конструирования названия новой для России дисциплины в большей мере связывается с вопросом перевода “environmental history”.
Анализ двух противоположных путей институционализации новых научных направлений позволяет по-новому взглянуть на вопросы национальных особенностей общей предметной структуры социального и гуманитарного знания и роль субъективного фактора в формировании научных традиций.
СТРАНЫ И РЕГИОНЫ МИРА: ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ И МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Представляется, что не все внешнеполитические стратегии или теории Дэн Сяопина перешли от обобщений или гипотез к достоверным аналитическим выводам или цельным концепциям. Только Си Цзиньпин начинает формировать целостные концепции в полном понимании этого слова. Главная задача внешнеполитических идей – обобщить, выявить общие закономерности международной жизни и внешней политики Китая.