ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ
Став популярным термином на рубеже ХХ–XXI вв., популизм в то же время в силу ряда причин остается одним из наиболее сложных для исследования общественно-политических явлений. Скепсис в научном сообществе касательно этого феномена был настолько велик, что известные политологи ставили под сомнение целесообразность его употребления или вовсе предлагали отказаться от него. В статье анализируется путь, который прошла политическая наука в деле изучения популизма. Автор рассматривает точки зрения политологов из разных стран, суммирует их выводы и заключает, что к настоящему времени академическому сообществу удалось найти ключевые признаки, позволяющие составить каркас популизма как научно исследуемого явления. Однако говорить об универсальной концепции столь глубокого и многогранного феномена представляется едва ли возможным. По этой причине столь же дискуссионным остается вопрос, какую партию можно отнести к разряду популистских.
Утверждение о том, что популизм является идеологией, представляется, на наш взгляд, не совсем рациональным. Этим термином принято обозначать совокупность тех или иных идей, например либерализм или консерватизм, тогда как популизм, напротив, не имеет конкретных идей, представляя собой описанный выше стиль поведения в рамках партийнополитической системы.
СТРАНЫ И РЕГИОНЫ МИРА: ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ И МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
В статье рассматриваются вопросы сущности и содержания информационной политики Организации Договора о коллективной безопасности. На основе анализа научных работ сделан вывод о том, что, несмотря на множество определений информационной политики, не выявлено дефиниции, претендующей на ее использование в качестве базовой.
Автор определяет объекты, субъекты, предмет и цели информационной политики ОДКБ. В частности, делает вывод, что в качестве активного субъекта информационной политики выступает государство/группа государств в лице своих полномочных институтов и организаций, осуществляющих различные функции управления для достижения общественного блага. Также формулируются основные функции информационной политики ОДКБ, прежде всего те, что ориентированы на укрепление системы коллективной безопасности. Проведенное исследование позволило в качестве рабочей дефиниции предложить использование следующего определения: «Информационная политика Организации Договора о коллективной безопасности – это особая область международного военно-политического сотрудничества государств-членов по формированию и реализации целей, принципов, направлений и форм согласованной деятельности в информационной сфере, направленных на укрепление и совершенствование коллективной безопасности».
В статье рассматривается как внутриполитическая обстановка, так и интересы других стран в Казахстане. Автором высказывается мнение, что после январских событий 2022 г. действующий президент Казахстана начал избавляться от политического влияния первого президента республики. Сейчас вся власть в стране сконцентрирована в руках президента Токаева. Но с новой властью поменялся и политический курс Казахстана, который характеризуется охлаждением отношений с Россией.
Отмечается, что Казахстан является объектом особого интереса сразу четырех цивилизаций: российской, западной (США), ближневосточной (Турция), восточной (Китай). Если Россия и Китай хотят видеть Казахстан стабильным, независимым и развивающимся партнером, то США рассматривают Казахстан как средство достижения своих геополитических целей, который в будущем вполне может стать жертвой американской «демократии» в борьбе против России. Турция же стремится объединить тюркские государства под своим началом, поэтому рассматривает Казахстан как средство увеличения своих геополитических возможностей.
В заключении делается предположение о том, что в случае дальнейшего охлаждения отношений с Россией существует опасность превращения Казахстана в сателлита США, последствием этого может стать потеря его государственного суверенитета.