Preview

Вестник РГГУ. Серия “Политология. История. Международные отношения.”

Расширенный поиск
№ 1 (2021)
Скачать выпуск PDF

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ: ИСТОРИЯ РОССИИ И ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА

12-19 149
Аннотация
В статье исследуются базовые вопросы развития истории и исторического знания в эпоху переломов и перемен. Рассматривается вопрос, посвященный актуализации исторического знания в периоды изменения социальной, политической и культурной структуры государства. Автор определяет характерные черты развития истории и исторического знания в эпоху переломов. Он выделяет страх перед прошлым как первый и один из главных элементов осмысления и переосмысления прошлого. Прошлое, по мнению автора, в подобные моменты имеет свойство становится ориентиром в развитии общественных и политических сил. Отрицание истории и исторического также является одним из элементов развития истории в эпоху перемен. Возврат к неопределенным ценностям характеризует эпоху переходов, при этом возникает ряд дополнительных вопросов, связанных с принятием идей или их интерпретаций в настоящем. Автор склоняется к тому, что во время перемен возникает понимание и представление о том, что настоящее – это проекция нашего прошлого, в большей степени влияет на повышение актуальности исследуемого объекта. Механизмы актуализации исторического знания и отношения к истории мало изучены в научной литературе и требуют дополнительного вовлечения в данную тематику историков, так как это напрямую влияет на наше настоящее.
20-29 112
Аннотация
Цель статьи – представить отношение греческого общества к России во второй половине XIX в., опираясь на воспоминания представителей русской интеллигенции, которые побывали в Греции в то время. В работе обращено внимание на тот факт, что вторая половина XIX в. была весьма непростым временем для греческого общества. В 1821 г. греки в результате долгой борьбы обрели независимость от Османского государства и перед ними возник вопрос о путях дальнейшего развития. В обществе не было единого мнения по этому поводу. В работе исследуется мнение разных слоев греческого общества на основе фактов и рассуждений, которые содержатся в воспоминаниях наших соотечественников. Представители русской интеллигенции, побывавшие в то время в Греции, отмечают, что отношение к России было неоднозначным. На мнение греков о России особое влияние оказывали политические события и Западная Европа.
30-49 153
Аннотация
Во второй половине XIX в., в особенности со времени принятия академического Устава в 1869 г., а также в последующее время, в 1880-е гг., вплоть до закрытия духовных школ, историко-литургическое направление в русской академической науке переживало период становления и расцвета. Предметом данной статьи является сравнение подходов к изучению истории богослужения и анализ становления исследовательской методологии преподавания литургики профессорами СПбДА Н.В. Покровским и И.А. Карабиновым, преподававшими историю христианского богослужения в СПбДА в период с 1880-х гг. до закрытия Академии в 1918 г. Анализ и сопоставление академических курсов литургики позволяет определить границы и содержание данной научной дисциплины в период ее становления, рассмотреть эволюцию исследовательской методологии и, шире, формирование русской историко-литургической научной школы. Сравнение курсов раскрывает отношение авторов к историческим источникам и их изучению. Авторские концепции о происхождении богослужебных чинов характеризуют взгляды исследователей на развитие литургической традиции, выражают их подходы к ее изучению и тем формируют наше представление о становлении данной отрасли научного знания.
50-61 107
Аннотация

В статье предпринята попытка изучить взгляды отечественного историка Петра Михайловича Головачева, затрагивавшего вопросы политики России на Дальнем Востоке в конце XIX – начале XX в. Основное место в работе отводится исследованию труда П.М. Головачева «Россия на Дальнем Востоке». Автор статьи ставит своей целью не только рассмотреть отдельные аспекты российской дальневосточной политики, поднимавшиеся историком. Большое значение отдается исследованию данного труда в рамках сложившегося интеллектуального контекста. В статье предпринята попытка выявить характерные черты российской общественной мысли в указанный период. Изучение взглядов П.М. Головачева позволяет обозначить некоторые интеллектуальные трансформации, которые связывались с представлениями русской общественности о Дальнем Востоке. Автор статьи делает акцент на том, что историческое знание позволяло П.М. Головачеву нестандартно подойти к рассмотрению интересовавших русскую общественность вопросов. Последнее выражалось, в частности, в критике устоявшихся идей и концепций. На основе полученных данных делается вывод о том, что труд П.М. Головачева представляет собой яркий пример проекта освоения Дальнего Востока. Появление данных проектов стало предтечей сферы знания, которая позднее получила название «геополитика».

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ: ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ

62-73 115
Аннотация
В статье предпринята попытка сравнительного анализа образов одного из ключевых персонажей эпохи Гражданских (религиозных) войн во Франции, Генриха де Гиза, в школьных учебниках XIX – начала XX в. Источниками исследования стали несколько учебников для разных образовательных ступеней, изданных во Франции и в России в эту эпоху. Делается вывод о том, что учебная литература способствовала закреплению в коллективном сознании «черной легенды» о герцоге де Гизе. Он изображался антагонистом не только последних Валуа, но и будущего монарха Генриха IV, который в европейской исторической культуре традиционно воплощал политику толерантности и прогресса. При этом, в рамках либерально-республиканского дискурса образ Генриха де Гиза был неустойчивым. Сложившееся в исторической науке представление о противоречиях его деятельности и характера отразилось на его образе в учебной литературе. Меняющийся политический контекст и развитие исторических исследований предопределили некоторую эволюцию представлений о нем как во Франции, так и в России и стремление к большей объективности в учебниках конца XIX – начала XX в. Однако основные черты его образа стались неизменными.
74-80 126
Аннотация

На основе анализа творчества позднеантичного придворного поэта Западной империи Клавдия Клавдиана в статье определены основные словесные конструкции, с помощью которых автор описывает ситуацию, сложившуюся на территории нижнедунайских провинций после расселения там готов. Изучение конкретных ситуаций и дискурсивных практик, применяемых Клавдианом в своих произведениях по отношению к реке Дунай и прилегающим к ней провинциям, показывает тревогу, с которой двор Гонория смотрел на Балканский регион. Высшие чиновники Западной империи стремились к установлению римской власти над Дунайским побережьем вне зависимости от того, будет ли там руководить Восточный или Западный двор. Клавдиан передает читателям это желание видеть указанные земли под римской властью. На основе изучения контекстов упоминания Дуная предполагается, что в официальном дискурсе двора западного императора Гонория нижнедунайские земли провозглашались усмиренными. Они начинают восстанавливаться от разрушений прошедших войн, хотя и продолжают восприниматься как очаг нестабильности. Предполагалось, что после того, как сначала Феодосий I заключил с готами договор 382 г., а затем Аларих покинул Фракию в 395 г. во главе со своими соплеменниками, дунайские земли сами собой вернулись под римское управление вне зависимости от функционирования там римских институтов власти.

81-92 190
Аннотация
Коммеморативные практики майя классического периода (III–IX вв.), целями которых были заявления на легитимность власти, территориальные владения и установление политического влияния, хорошо известны. Как коммеморативной программе, направленной на конструирование исторической памяти, обозначенным практикам были свойственны демонстративность, периодичность обращения к определенному событию и ритуальное сопровождение. В статье выделяется еще одна коммеморативная практика, выбивающаяся из перечисленных, – иероглифические тексты в пещерах. Пещеры являются одним их объектов сакрального ландшафта, свойственного всем культурам Мезоамерики. Они были и до сих пор являются местом паломничества и отправления культа. В позднеклассический и постклассический периоды археологами было засвидетельствовано как элитарное, так и неэлитарное использование пещерных природных образований. Иероглифические тексты наносились в труднодоступных зонах абсолютной темноты, куда из-за естественных или возведенных преград не доходил солнечный свет. Подобные тексты не предназначались для широкой демонстрации. В данной статье будет рассмотрено сокрытое нанесение текстов как особый вид коммеморативной практики майя классического периода.

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ

93-103 128
Аннотация
В статье дана характеристика «регламенту» законодательной и исполнительной ветви власти как виду документа. Особое внимание уделено формированию системы регламентов в органах исполнительной власти. Обозначена связь с «Генеральным регламентом 1720 г.» в сохранении традиций по установлению правил делопроизводства наряду с основными задачами и функциями государственных органов. Показано влияние регламентов на формирование требований к организации делопроизводства в органах государственной власти. На основании анализа содержания «Правил делопроизводства в государственных органах, органах местного самоуправления» формулируются выводы о степени регламентации делопроизводства на современном этапе и предложения по совершенствованию правил делопроизводства в законодательной ветви власти с учетом специфики ее деятельности.
104-115 126
Аннотация
В статье анализируется личностный потенциал молодых политических лидеров современных российских партий, исследование которого в последние годы проводилось преподавателем кафедры общественных связей, туризма и гостеприимства факультета истории, политологии и права РГГУ. Исследование осуществлено на основе политико-психологических методик вербального и проективного типа, дополненных тренингом публичной самопрезентации молодых представителей парламентских партий в среде их потенциальных избирателей. В рамках исследования составлялся политико-психологический профиль каждого потенциального молодого партийного лидера с выделением его ценностных ориентаций и готовности к деятельности в публичной политике. Выявлялось содержание основных мотивов, способствующих осуществлению выбора молодыми людьми сферы политики как профессиональной области для становления собственной личности. Также проводилось сопоставление ценностей молодых партийных лидеров с их политической самоидентификацией. По итогам проведенного исследования автор данной статьи пришел к выводу, что имеющийся лидерский потенциал у молодых представителей российских парламентских партий не всегда проявляется в публичной практике и требует серьезной коррективровки в плане обучения конкретным коммуникативным техникам, а приход в политику обусловлен стремлением к собственной самореализации.
116-125 135
Аннотация
Основной целью данной статьи является рассмотрение наиболее полных и целостных научных трудов отечественных авторов, посвященных изучению истории и развития итальянско-ливийских отношений. Для проведения исследования была привлечена широкая историографическая база по проблематике темы, автор обратилась как к «классическим» работам советских ученых, так и к наиболее современным научным деятелям. Одна из главных задач исследования данной темы состоит в выявлении историографических проблем, связанных с недостатком современной российской научной литературы, посвященной указанной тематике. В статье проанализированы характерные особенности литературы, изданной с конца XX до начала XXI в. в России, в освещении вопроса взаимодействия двух стран в разных сферах международных отношений. Методологической основой работы выступает проблемно-хронологический и комплексный анализ используемой литературы, установление причинно-следственных связей и закономерностей в подходах к своим исследованиям российских авторов, а также их интерпретация для современного этапа развития отношений двух стран. В процессе исследования были отмечены схожие подходы авторов по ряду исторических событий внутри рассматриваемой проблематики. В ходе работы выявлено, что большинство научных трудов соотечественников посвящены определенному, довольно узкому, кругу вопросов: итало- турецкая война 1911–1912 гг., сотрудничество Ливии и Италии в сфере контроля нелегальной миграции из Африки в Европу, итальянское военное вмешательство в рамках гражданской войны в Ливии 2011 г. В то же время не многие российские авторы освещают и анализируют обширное научное поле итальянско-ливийского сотрудничества в политической, культурной, социальной, экономической областях в долгосрочный период правления полковника Каддафи в Ливии. В связи с этим автор статьи отмечает, что имеется массивный пласт исторических данных, а именно: дипломатические документы, резолюции, официальные письма первых лиц, договоры и соглашения между рассматриваемыми странами, в том числе, в рамках деятельности международных организаций, которые не являются изученными на сегодняшний день в достаточном объеме. В статье выявлены наиболее перспективные направления дальнейшего исследования итальянско-ливийских отношений, что подчеркивает важность и актуальность выбранной темы. Автор приходит к выводу, что на данный момент представляется достаточно сложной задачей найти обоснованную, комплексную научную литературу, призванную определить характер и варианты развития отношений между Ливией и Италией на современном этапе.
126-138 135
Аннотация
Статья посвящена проблемам совершенствования нормативно-правового регулирования академического взаимодействия России и Германии в рамках Болонского процесса. В работе использованы методы ретроспективного, статистического, аналитического, рационального, сравнительного исследования. Автором обозначены ключевые направления, регламентированные Болонской декларацией, даны основные характеристики нормативно-правового обеспечения участия российских вузов в Болонском процессе. Отмечена роль российско-германского научно-образовательного партнерства в реформировании системы высшего образования в России. Рассмотрены нормативно-правовые акты, формирующие организационноправовые рамки образовательного сотрудничества России и Германии в рамках Болонского процесса. В качестве основополагающей проблемы, препятствующей расширению академического взаимодействия России и Германии в рамках Болонского процесса, указана недостаточность российской законодательной базы, отсутствие правовых условий для активной академической мобильности студентов и академического персонала: 1) высокие требования для получения студенческой визы (как для российских, так и немецких студентов); 2) ограниченный объем программ образовательных обменов для студентов и преподавателей; 3) недостаток финансирования образовательных поездок (конференции, стажировки) за границу; 4) некорректная трактовка и оценка российской квалификации «специалист» в странах Европейского пространства высшего образования (ЕПВО).


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6339 (Print)